Все знание человек получает опыта. Знания – это и есть жизнь! Без необходимых знаний выжить нигде невозможно

Знания и опыт - понятия очень близкие. В чем заключаются особенности их интерпретации в науке?

В чем заключается специфика знаний?

В науке под знаниями принято понимать некоторую информацию, которую человек может применить в полезных целях - например, при изучении какого-либо объекта или при проведении исследования.

Основной критерий знания - передаваемость. Оно может быть зафиксировано в каком-то письменном источнике или же присутствовать в общественном сознании какой-либо социальной или этнической группы в качестве устного коммуникативного элемента. Но в обоих случаях возможна его передача от одного носителя к другому.

Один из аспектов передаваемости знаний заключается в том, что обмениваться ими могут носители разных языков и культур (при условии перевода, если это необходимо). Знания - универсальная категория человеческих коммуникаций, и их передача, как правило, возможна, даже если ценности и особенности мышления людей, передающих знания, отличаются от тех, что характеризуют людей, которые принимают знания.

Однажды полученные человеком знания могут периодически дополняться, совершенствоваться. Поэтому в науке принято считать, что они не имеют практических границ.

Еще один важнейший критерий знаний - их обоснованность. Дело в том, что во многих случаях представление человека о чем-либо выражается в теоретическом аспекте и отражает его догадки и предположения о том, как могут проходить те или иные процессы. В то время как на практике человек зачастую не имеет возможности проверить то, каким образом данные процессы могут проходить в реальности. Обоснованность знаний - главный фактор их достоверности с точки зрения возможности описать ход тех или иных процессов с высокой точностью.

Качество знаний, выражаемое, в частности, в их обоснованности, может быть чаще всего объективно (то есть при участии достаточно большого количества людей и высказывании ими своих мнений) оценено.

Таким образом, знания - это информация, которая:

  • может передаваться от одного человека к другому вне зависимости от того, на каких языках они говорят (при наличии возможности перевода - если это необходимо), а также от их принадлежности к какой-либо культуре;
  • как правило, постоянно дополняется, совершенствуется;
  • характеризуется во многих случаях теоретизированностью;
  • требует обоснованности.

В чем заключается специфика опыта?

Под опытом исследователи чаще всего понимают, прежде всего, совокупность ощущений человека - применительно к каким-либо воспоминаниям или, например, касательно поведения в какой-либо ситуации. В первом случае опыт может быть положительным или не очень. Во втором - большим или, наоборот, недостаточным.

Человек «опытный» - значит, имевший возможность испытать в прошлом определенные ощущения - на физическом или психологическом уровне, которые впоследствии могут быть применены им в тех или иных ситуациях.

Опыт - категория субъективная, поскольку отражает специфику ощущений конкретного человека. Частично он может передаваться от одних людей к другим, но полностью это возможно в очень редких случаях - попросту потому, что ощущения у каждого человека свои собственные.

Весьма затруднена передача опыта между людьми разных культур, ведь специфика отдельных культур зачастую предполагает формирование уникальных механизмов восприятия человеком окружающего мира. То же во многих случаях характеризует обмен опытом между носителями разных языков. Если, в принципе, современные лингвисты могут переводить практически любые слова с одного языка на другой, то «перевод» ощущений - крайне затруднен.

Важнейший критерий опыта - его высокая практическая эффективность. Он в меньшей степени теоретизирован в сравнении со знаниями, привязан к достижению реальных результатов. Обоснованный опыт, если проводить аналогию со знаниями, - тот, который позволяет человеку достичь чего-то полезного. Если, к примеру, говорить о спорте - стоящим будет тот опыт, который даст атлету возможность что-то выиграть. Если речь идет о предпринимательстве - важен будет опыт человека в принятии эффективных решений в бизнесе.

Способный принести реальную пользу опыт обычно не требует обоснования. Собственно, успешный результат его применения и заменяет соответствующее обоснование.

Стоит отметить, что, как и знания, опыт постоянно совершенствуется, дополняется новыми ощущениями.

Сравнение

Главное отличие знаний от опыта заключается в том, что первая категория представляет собой информацию, вторая - ощущения человека. Кроме того, разницу между знаниями и опытом можно проследить в аспекте:

  • передаваемости между людьми;
  • передаваемости между носителями разных культур, языков;
  • субъективности и объективности;
  • теоретической или практической направленности;
  • необходимости обоснования.

Знания и опыт объединяет тот факт, что они постоянно дополняются - соответственно, новой информацией и ощущениями, совершенствуются.

Определив,в чем разница между знаниями и опытом, отразим основные выводы в небольшой таблице.

Таблица

Знания Опыт
Что общего между ними?
Полученные человеком знания и опыт постоянно дополняются, совершенствуются
В чем разница между ними?
Представляют собой информацию, которой овладевает человек Представляет собой совокупность ощущений, которые получает человек
Могут передаваться от одного человека к другому практически полностью Может передаваться от одного человека к другому, как правило, только частично
Могут, как правило, легко передаваться между носителями разных языков и культур Во многих случаях с трудом передается между носителями разных языков и культур
Объективны Субъективен
Имеют теоретическую направленность Имеет практическую направленность
Требуют обоснования Практически эффективный опыт не требует обоснования

Если опыта и знаний слишком много…

Дата публикации 15.02.2011 Москва

Работодателям нужны опытные специалисты и уживчивые сотрудники. Но иногда в ходе собеседования может возникнуть такая ситуация, когда опыт и знания соискателя окажутся намного выше ожиданий работодателя и специалиста кадровой службы. Тогда работодатель задает себе вопрос: а нужен ли мне слишком умный работник? Почему таким специалистам отказывают в приеме на работу? На этот вопрос отвечают руководители и эксперты кадровых служб Москвы.

Алексей Захаров,
президент рекрутингового портала Superjob.ru

Обычно опыт и знания не могут быть помехой трудоустройству. Но, если потенциальный работодатель, отказывая вам, указывает на «чересчур большой опыт», значит, это просто не ваша вакансия, вы переросли ее. Довольно часто при поиске работы «горе» может быть не от ума, а от излишнего умничанья на собеседовании.

Арина Ильина,
специалист отдела кадров ОАО «НПК «НИИДАР»

Многим соискателям, ищущим работу, и специалистам по персоналу могут вспомниться такие случаи. Устраиваться на работу приходит специалист с высоким уровнем образования и высокой квалификации, причем его уровень намного превосходит требования работодателя. В ходе собеседования соискателю кажется, что его обязательно примут, но зачастую он получает отказ. Почему это происходит?

Один из вариантов ответа на вопрос, почему опыт и знания могут помешать трудоустройству, на мой взгляд, 301 год назад дал Петр I. В своем указе от 9 декабря 1709 года он написал: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство». В наше время бытует другой, немного грубоватый, но тоже точный афоризм: «Я – начальник, ты – дурак. Ты – начальник, я – дурак». Сейчас благодаря Интернету слова из Указа Петра I знают многие, причем чаще всего их распространению способствуют сами начальники. И такую реакцию значительной части руководителей на появление умного работника надо считать естественной, потому что конкуренция есть везде.

Еще одно объяснение отказу по причине «большого ума» – боязнь нелояльности высококвалифицированного сотрудника. К примеру, грамотный принципиальный юрист может создать на предприятии сильный профсоюз и серьезно осложнить жизнь работодателя, нарушающего Трудовой кодекс.

Но бывает и так, что соискателю недостаточно просто иметь опыт и хороший запас знаний для конкретной вакансии. Если работодатель задумал модернизацию производства и в ходе собеседования почувствует, что у соискателя негибкость мышления, то тоже может последовать отказ. И объяснить это можно тем, что, невзирая на значительный опыт, новый сотрудник будет использовать известные подходы и клише там, где нужны новые идеи и новаторский подход.

«Чересчур умный» соискатель может получить отказ и в том случае, если руководитель почувствует, что сотрудник быстро заскучает и начнет поиск нового места работы с лучшими условиями труда. В этом случае работодатель скорее выберет такого сотрудника, которому интересен будет карьерный рост и который будет привносить в работу новшества, дающие предприятию прибыль.

Есть и еще одна причина. В современных условиях очень важны навыки работы в команде. Зачастую команда молодых программистов, например, работая вместе, привносит в производственный процесс много новаторских идей, нежели один сотрудник с наработанными навыками по своей специальности (если только он не является наставником данной команды).

Лусине Абгарян,
HR-директор Kelly Services

Тех соискателей рабочих мест, чьи профессиональные знания и навыки намного шире того функционала, который требуется исполнять на предполагаемой работе, специалисты по подбору персонала называют словом overqualified. Так говорят, когда кандидат уже перерос предлагаемую вакансию. Часто работодатели настороженно относятся к таким кандидатам, и соответственно возникают проблемы в трудоустройстве. Почему это происходит?

Существуют разные причины, почему случаются подобные ситуации. Самое очевидное сомнение работодателя: отчего способный и опытный специалист хочет работать на должности, которая явно не соответствует его потенциальным возможностям? Естественно, что работодатель настороженно отнесется к кандидату, который соглашается на должность, требующей меньших навыков, знаний и опыта, чем у него есть. Другое дело, что иногда работодатель сознательно договаривается с сотрудником, предлагая ему должность ниже его компетенции, но она рассматривается как стартовая площадка. И в дальнейшем, при наличии хороших результатов, развитие карьеры сотрудника идет быстро.

Другой трудный момент для кандидата с избыточной квалификацией – сомнения работодателя в мотивации соискателя. Возможно, человек хочет получить эту работу временно, переждать какое-то время, а затем искать новую работу. В этом случае сотрудник никак не связывает себя с компанией и не сможет принести ей пользу. Сотрудник, способности которого значительно превосходят требования должности, будет слабо мотивирован на развитие. Он уже и так достаточно квалифицирован, ему не нужно стремиться к дальнейшему самосовершенствованию. А раз компания не сможет внести какой-то вклад в профессиональный рост этого сотрудника, то и особой лояльности от этого работника ждать не приходится. Наверное, также нужно сказать и об адаптации слишком квалифицированного сотрудника в коллективе. Конечно, шансы легко влиться в команду у него такие же, как и у любого другого нового человека в компании. Однако нельзя исключать, что могут возникнуть и проблемы. Например, в отношениях с непосредственным руководителем, уровень квалификации которого может оказаться ниже, чем у подчиненного.

Одной из основных задач в психотерапии является переход от поиска новых знаний к переживанию опыта. Это промежуточная задача, ведущая к конечной цели – изменениям в жизни человека, но без нее эта цель недостижима. И тогда может возникнуть нередко встречаемое противоречие: человек пришел к психологу за знаниями, а тот пытается развернуть его к переживаниям.

В чем разница между знанием, переживанием и опытом?

Знание (в широком смысле) – это обладание информацией. Знание осознается, классифицируется, обобщается в терминах и понятиях (для лучшей упаковки). Отсюда следует еще вот такое определение знания: это субъективный образ реальности в форме понятий и представлений. «Я знаю что-то» = «я обладаю информацией, которая дает мне ощущение понимания и контроля». Знание может быть истинным и ложным, критерием истинности или ложности выступают проверка знаний применительно к реальности (через практику, эксперимент или наблюдения).

Нередко к психологу приходят именно за знаниями: о том, почему это со мной происходит, и что сделать, чтобы этого не происходило, а было по-другому. Такой запрос на знания бывает явным, а бывает неосознанным: так или иначе, что бы ни делал психолог, клиент будет стремиться все превратить в конкретное знание, навесить бирку и удовлетвориться красивой и информативной интерпретацией, дающей ощущение того, что «теперь я знаю, что происходит со мной». Отметается все, кроме единиц информации. «Зачем мне это все чувствовать? Просо расскажите мне…». Опора на знание сопровождается идеей, что можно сделать какие-то конкретные манипуляции, и тогда произойдут желанные изменения. Кстати, так иногда и бывает – в случае довольно поверхностных искажений в отражении реальности. «Объясните, что со мной… Что я должен делать? Дайте мне рекомендации, я им буду следовать» - вот несколько привычных вопросов, ориентированных на поиск знания. Опора только на «знать» приводит к идее о том, что где-то есть совершенно точное и истинное знание, открывающее все закрытые двери. А этим знанием обладает конкретный человек, как его ни назови – психолог, гуру, учитель, наставник… При таком раскладе признание в том, что ты не знаешь пока, что можно в данной ситуации сделать, что важен совместный поиск, а не разговор в стиле «вопрос-ответ», приводит к разочарованию и поиску нового «знающего».

Психолог тоже может поддерживать опору на знание, изрекая истины и нагружая клиента все новыми и новыми знаниями, которые, однако, никак не сказываются на его состоянии. Как правило, это происходит из страха психолога разочаровать клиента, который жаждет истины…

Иное дело – переживание .

Переживание – непосредственный, осознанный и осмысленный чувственно-эмоциональный процесс контактирования с чем-либо. Например, переживание горя: это контакт с осознанием вечной утраты кого-то очень значимого, сопровождающие этот контакт эмоции и осмысление горевания как необходимой части прощания с человеком. Само по себе горе может и не быть пережито, остаться просто эмоциональной реакцией, если воспринимается как помеха на путискорейшего «возвращения к норме». Переживание любви: контакт с осознанием ценности другого во всей его полноте, сопровождающие этот контакт эмоции и состояния (радость, возбуждение, счастье) и осмысление любви как важного наполнения собственной жизни. И так далее: переживание одиночества, страха, бессилия, вины… А также общности, близости, безопасности в контакте с другим человеком и многое другое, относящееся к положительному полюсу.

Переживание как феномен не сводится к простым эмоциям. Эмоциональные люди – совсем не обязательно переживающие. Эмоции – особенно у людей, склонных к истерическим реакциям – могут захватывать все существо, делая невозможным осмысление и осознание – важные составляющие переживания. Эти истерические эмоции одинаковы, они повторяются из ситуации и ситуации, и поэтому не приводят к изменениям.Любое новое переживание оказывает трансформирующее влияние на личность. К искренней вере в Бога люди приходят не потому, что есть убедительные аргументы («знание») в пользу его существования, а потому, что есть переживание присутствия Бога в жизни человека. И осознанный атеизм – следствие переживания, если же он ограничивается знанием – у него нет корней и опоры (как и у веры). Это касается любых других изменений.

Соединив знание и переживание, мы получаем опыт. Это пережитое знание или знание, порожденное переживанием. Например, ребенок знает (от родителей), что огонь – это больно, но опыта такого у него нет. Прикоснулся к пламени свечи – больно! Знание получило непосредственное переживание, заключающееся и в физических ощущениях, и в эмоциях. Станет ли теперь знание опытом? Да, но при одном условии – ребенок больше не будет трогать пламя свечи. Если продолжит – то опыта он не получил, потому что опыт – это не то, что с нами происходит, а то, что нас меняет.

Поэтому человек, который говорит, что он имеет десятилетний опыт работы, не обязательно обладает действительно десятилетним опытом. Он может иметь опыт одного года, повторенный девять раз. Вроде учителя или преподавателя, который, потратив время на разработку урока/занятия, потом из года в год воспроизводит его без каких-либо изменений или с косметическими «поправками». Новый опыт в определенном смысле всегда разрушителен – если он действительно новый, потому что противоречит тому, что уже есть.

Нередко длительные разговоры с психологом – это постепенный, шаг за шагом, путь к новому опыту, который, однако, возможен, только если разрешаешь себе те переживания, которые ранее были недоступны. Это сложно. Тяжело переживать бессилие и отчаяние, признавая невозможность чего-либо. Тяжело горевать, принимая факт того, что близкого человека больше не будет никогда… Для кого-то невыносимым переживанием будет страх отвержения со стороны другого человека, и это делает невозможным близость. А кого-то и сама близость пугает тем, что в ней ты уязвим, а опыта уязвимости нет, или он отрицательный.

В общем, новое знание может стать опытом, меняющим личность, только через непосредственное переживание. Никакие книги, статьи, советы или упражнения – даже самые хорошие – не помогут избавиться, например, от созависимости или алкоголизма. Для этого нужно проживание отчаяния и бессилия – осознанного и полного. А какой «нормальный человек» хочет получить такой опыт?!

Способы накопления знаний и опыта

До настоящего момента я обсуждал значение отдельного дня и важность стремления к знаниям. Сейчас мне бы хотелось поговорить об эффектах накопления знаний и опыта. За последние десять лет я опубликовал сотни книг, и многие люди удивлялись тому, что мне это удалось за такое короткое время. Без достаточного внутреннего «резерва» большинство людей лишились бы идей задолго до того, как написали бы так много книг. В моем случае, однако, фонтан тем неистощим. Почему это так? Потому что я принимаю больше, чем отдаю, другими словами, наполняю себя больше, чем опустошаю. Находятся люди, которые всегда отдают энергию, не восполняя ее запасы, но им надо понять важный принцип, что остальные не могут отдать больше того «резерва», который ими накоплен. Поэтому очень важно преумножать резерв знаний и опыта.

Это касается не только ума, но и финансов. В семье невозможно тратить больше, чем заработано, если только у вас нет сбережений. Вот поэтому мудрые люди тратят в пределах своего дохода и откладывают его часть на будущее. Жить таким образом разумно. Сегодня люди пользуются услугами банков и многие наслаждаются выгодами нашего «общества кредитных карт». Кажется, что им нравится жить в кредит, покупая с легкостью электротовары или автомобили, которые можно было бы приобрести с помощью денег. Я признаю, что эти карты полезны, но нельзя строить свою жизнь на заемах. Идея использования кредитных средств без учета будущих доходов является не божественным, а негативным образом мыслей, который не всегда соответствует Истине. Бог ценит равномерный образ жизни, когда человек живет сообразно своим доходам и накопленным сбережениям. Есть люди, предпринимающие своеобразный крестовый поход против кредитных карт, потому что слишком много их сограждан не могут контролировать свои средства. Я слышал, что некоторые зарабатывают тем, что разрезают на кусочки кредитные карты и выбрасывают их для тех, кто сам не может этого сделать. У некоторых людей не одна кредитная карта, а несколько, они часто их используют, после чего узнают, что задолжали, и берут еще один заем, чтобы выплатить прежний. Таким образом, долги накапливаются как снежный ком. Даже тогда у них не хватает смелости выбросить свои кредитные карты. Вот почему эти люди просят других уничтожить кредитки – только так они могут, в конце концов, избежать кошмара займов. Этот пример иллюстрирует человеческую слабость.

Мне бы хотелось, чтобы вы жили по своим доходам и откладывали сбережения на будущее. Те же самые принципы применимы и к человеческим отношениям. Людям присуще желание быть выше остальных, поэтому они жаждут титулов и положения в обществе, даже если у них нет необходимых способностей. Такое отношение неправильно, потому что руководить людьми без знаний означает то же самое, что потратить премию предварительно и сделать покупки по своей кредитной карте. Конечно, все хотели бы стать президентом, но нужно многое предложить взамен, что принесет выгоду остальным. Если, с другой стороны, у кого-то нет достаточных знаний или опыта, чтобы стать президентом, он или она не выполнят работу хорошо, в результате чего пострадают другие люди. То же касается актеров или спортсменов, чья популярность превосходит границы их способностей. Хорошо, если ваша популярность соразмерна способностям, но если она превосходит их, такая популярность поверхностна. Истинная слава и популярность идут рука об руку с истинными способностями. Если стараться получить популярность б?льшую, чем собственные способности, то можно потерять голову.

Итак, чтобы преуспеть в жизни, важно уметь накапливать ресурсы. Даже если эти ресурсы не используются или не ценятся сейчас, они сохранятся в сокровищнице вашей души. Некоторые знания не помогут вам на работе или в семейной жизни, однако истина состоит в том, что весь опыт, полученный на этой Земле, не напрасен. В школе вы, возможно, учили физику, химию или географию и задавались вопросом, помогут ли эти предметы в будущем. Однако все они необходимы для балансировки вашего сознания. Этот феномен можно назвать «необходимой необходимостью». Независимо от того, насколько большим может быть мост, ему нужна ширина около фута, чтобы человек по нему прошел. Тем не менее, это не значит, что остальная часть моста бесполезна. Предположим, что это был деревянный мост, шириной около 31 сантиметра, над бурным потоком. Многие люди, испугавшись быстрого течения внизу, не смогли бы его пересечь. То же самое справедливо в отношении ходьбы по канату. Если канат на земле, любой может пройти по нему, но если люди видят, как кто-то идет по канату, натянутому между двумя крышами, они решат, что никогда не сделают подобного.

Всегда существует часть души, которая не используется, но служит для защиты от опасностей и сохраняет устойчивость разума. Это то, что я называю «не необходимой необходимостью». Это внутренний резерв, который демонстрирует ваши истинные способности. При малом резерве вас будут отвлекать жизненные мелочи, при большом – появится уверенность в своих силах, а критика и неудачи не смогут влиять на вас. По этой причине важно накопить достаточно знаний и опыта, которые вместе станут частью айсберга, находящейся под водой.

Внутренний резерв имеет удивительное свойство – он дает вам ключ к жизни. Даже если ваш запас знаний кажется сейчас бесполезным, через десять или двадцать лет он может сослужить службу так, как вы себе и не представляли. Сложно сказать, что вам понадобится в будущем, хотя бывают ощущения, подсказывающие, что различные переживания, возможно, помогут вам в будущем.

Что касается меня, перед тем, как встать на религиозный путь, я шесть лет трудился в б?льшой торговой компании. Пока там работал, каждый день у меня возникал вопрос, почему я должен проводить большую часть времени, зарабатывая в сфере, которая не имеет ничего общего с Истиной или духовными предметами? Снова и снова мысль о том, что эта работа не может являться целью моей жизни, закрадывалась в голову. Моя работа в компании была связана с обменом зарубежной валюты, международными финансами и домашними фондами, поэтому я хорошо понимал путь обращения денег. В то же самое время я думал, что финансовая сфера не имеет ничего общего с миром разума, и у меня было смутное чувство тревоги в отношении того направления, по которому шла моя жизнь.

Однако сейчас я понимаю, что эти переживания сослужили мне хорошую службу в «Хэппи Сайенс». Во время работы в торговой компании я учился у людей тому, как управлять организацией, как рационально использовать деньги, фонды и т. д. И все это принесло пользу моей настоящей работе. Многие из тех, кто стремится сделать что-то на духовной арене, нуждаются в навыках организационного управления и правильного использования денег. Многие религиозные лидеры – в основном, невежи в практических делах такого рода. Нуждаясь в знаниях и опыте, они не справляются с управлением группами и не успевают выполнить свою главную цель, исполнить свое первоначальное намерение. Только потому, что я затратил огромные усилия на обучение в сферах, которые никак не связаны с Истиной, мне удалось накопить то, что не казалось изначально необходимым – теперь у меня есть внутренний запас знаний и опыта. Я в самом деле чувствую, что сейчас это помогает мне. Во время пребывания в торговой компании у меня также была возможность работать в США с людьми со всего мира, не только с американцами, но и с корейцами, китайцами и филиппинцами. Этот опыт дал мне возможность познакомиться с образом мыслей жителей других стран и понять ценности, отличные от моих собственных.

Сегодня я преподаю многообразие Истины и того, что верно. Если искать корни этого учения, то можно сказать, что отчасти они кроются в моем личном опыте международного общения, так как у меня была возможность встречаться со многими людьми с различным образом мыслей. Я понял, что существуют разные основы мировоззрения, помимо моих собственных, и это повлияло на мое мышление в настоящем. Множество религиозных лидеров все же настаивают на том, что их учение – единственно верное. Причина, по которой я свободен от мыслей такого рода, состоит в том, что мне довелось работать с людьми разных национальностей и понять их мысли. Этот запас знаний служит как «не необходимая необходимость» для меня.

Люди могут многое постичь с помощью работы. Даже если сейчас вы заняты чем-то, что кажется далеко не полезным в отношении ваших планов на будущее, это может послужить вам каким-то образом позднее. Вам, возможно, кажется, что вы делаете что-то неуместное и что вам предстоит длинный путь к достижению цели или идеала. Но важно извлечь максимальную пользу из материала, данного сейчас. Если продолжать решать проблемы, которые предстали перед вами, с течением времени это поможет вам. Даже если чувствуете, что математика, которую вы учили в школе, совсем не принесла пользы, обучение сформирует баланс вашего характера и запас знаний.

Использую другой пример – недостаточно для писателя просто прочесть литературные творения. Писателю необходимо знать о мире и переменах, происходящих в обществе, чтобы работать плодотворно.

Чтобы создать внутренний запас знаний, важно не ограничивать свое обучение рамками того, что вам необходимо знать именно сейчас, а проявить интерес к более широкому кругу предметов и продолжать собирать информацию. Даже если это не принесет пользы в настоящий момент, накопленные знания окажутся востребованными через некоторое время в будущем.

Из книги Книга Живы автора Стародумов Илья

1.11. Смысл накопления информации На различных этапах развития Разум либо накапливает информацию, либо завершает информационные круги.Первый этап, уже отошедший в историю, был акцентирован на накопление информации, достаточной для создания общего планетарного банка -

Из книги Учение храма. Том I автора Автор неизвестен

НАКОПЛЕНИЯ ПАМЯТИ Редко когда человек осознает, что в своих впечатлениях, идеалах и убеждениях он зависит от накоплений памяти прежних жизней и что во многих случаях успешное воплощение его идеалов также зависит от этих накоплений.Он полагает, что, во-первых, способен

Из книги Матрицы Жизни. Как достичь желаемого с помощью Матриц Жизни автора Ангелайт

Энергия Матрицы Терпения и Накопления Давайте теперь поговорим более подробно об энергии Матрицы Терпения и Накопления. Эта энергия спасает нас от скоропостижных выводов, суеты, роковых ошибок и даже от смерти. Если мы имеем достаточно энергии Второй Матрицы, мы

Из книги Крайон. Большая книга медитаций. Послания от Источника автора Пфистер Патриция

Человек в Матрице Терпения и Накопления Давайте теперь разберемся в признаках, которые отличают человека с преобладающей Второй Матрицей от других людей.По аналогии с Первой Матрицей вы уже, вероятно, догадались, что искать, на какие признаки обращать внимание. Да-да, нам

Из книги Учение дона Хуана. Абстрактная магия. автора Преображенский Андрей Сергеевич

Медитация (44) для накопления энергии Кундалини Я ЕСТЬ ТОТ, кто Я ЕСТЬ. Пожалуйста, займи свое место для медитации. Закрой глаза, дыши медленно, глубоко и размеренно…Пожалуйста, перенесись снова к Великой Пирамиде, в те времена, когда на ней еще был красный «покров» из

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Техники накопления личной силы Использование знания о времени суток. Каждый час суток имеет свои особенности. Причем эти особенности могут индивидуально проявляться для каждого воина. Воину следует использовать знание о времени суток, которое одинаково для всех.Время

Из книги Психоэнергетическая защита. Справочник автора Ключников Сергей Юрьевич

Другие техники накопления энергии Важная дыхательная техника накопления энергииЭтот магический прием, объединяющий дыхание и движение рук, способствует перемещению энергии к органам, находящимся в груди. Этот прием оказывает влияние на глубинные, фундаментальные

Из книги Правила очищения автора Кацудзо Ниши

Осознание Высшего Начала и духовные накопления индивида. Центр «Чаши» 03.02.39 <...> «Чаша» накопляется в течение бесконечного ряда жизней, именно содержание «Чаши» есть, как Вы выражаетесь, «квинтэссенция всех наших существований». Также несомненно, что принятием

Из книги Счастье без границ. Поиски настоящего смысла жизни. Беседы с теми, кто его нашел автора Блект Рами

Из книги Кармические уроки судьбы автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Основы коррекционной хиромантии. Как изменить судьбу по линиям руки автора Кибардин Геннадий Михайлович

Из книги Непоколебимый разум. Как преодолеть трудности жизни автора Окава Рюхо

Дар опыта Определенные события в жизни человека можно рассматривать как экзамены. Кроме этих серьезных моментов, происходит немало ситуаций, встреч, расставаний, плохих и хороших событий. Все они не случайно происходят в нашей жизни. Каждое из них нас чему-то учит, о

Из книги 150 ритуалов для привлечения денег автора Романова Ольга Николаевна

Одержимость идеей накопления денег Найдите на своей ладони линию Ума (Головы) и уточните, как она заканчивается. Прямое завершение линии Ума – это самый часто встречаемый знак у людей, к которым идут большие деньги. Это указывает на человека, который не просто любит

Из книги Терапия Ошо. 21 рассказ от известных целителей о том, как просветленный мистик вдохновил их работу автора Либермайстер Свагито Р.

Глава 2 Принцип накопления Значение каждого дня В этой главе я бы хотел обсудить, как важно иметь внутренний запас мудрости, чтобы создать стабильность айсберга в своей жизни. Прежде всего, я бы хотел рассмотреть значимость каждого отдельного дня. Жизнь представляет

Из книги автора

Обряд для накопления денег С помощью этого обряда можно накопить деньги и начать их притягивать в большем количестве. Проводите обряд в ночь полнолуния. Зажгите на столе свечу красного цвета. Приготовьте заранее обычную копилку. Она должна быть достаточно объемной и

Из книги автора

Обогащение опыта Сегодня целители, некогда прошедшие обучение в Пуне, продолжают работать индивидуально, не поддерживая постоянной связи с общинами последователей Ошо. Однако этих людей по-прежнему соединяют некие узы, в чем читатель сможет убедиться благодаря этой

Из всех сокровищ знание всех драгоценнее, потому что оно не может быть ни похищено, ни потеряно, ни истреблено.
Индийское изречение

Знание - это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим.
Д. Аддисон

Странно, как много надо узнать, прежде чем узнаешь, как мало знаешь.
Амер.

Кто больше знает, тот больше страдает. Не есть ли древо науки - древо жизни?
Д. Байрон

Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи; факты без идей - сор для головы и памяти.
В. Белинский

Кто боится знания, тот пропал.
В. Белинский

Умные среди дураков всегда странны.
В. Белинский

Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх.
В. Белинский

Самая большая трагедия для мыслящего человека - остывание страсти к познанию.
Е. Богат

Величайший враг знания - не заблуждение, а косность. Одно заблуждение борется с другим, каждое разрушает своего противника, и из борьбы рождается истина.
Г. Бокль

Единственное лекарство против суеверия - это знание. Ничто другое не может вывести этого чумного пятна из человеческого ума. Без знания прокаженный остается немытым и раб неосвобожденным.
Г. Бокль

Знание - не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать прежде, чем оно будет нашим; оно - результат большой работы и потому - большой жертвы.
Г. Бокль

Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами - это создает только педанта, а в умении пользоваться фактами - это создает философа.
Г. Бокль

Упрощать сложное - во всех отраслях знания самый существенный результат.
Г. Бокль

Воля, которая стремится к познанию, никогда не удовлетворяется оконченным делом.
Д. Бруно

Источник истинного знания - в фактах.
П. Буаст

Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
И. Бунин

В делах человеческих разбирается не тот, кто больше прожил, а тот, кто больше наблюдал.
Ф. Бэкон

В истории черпаем мы мудрость; в поэзии - остроумие; в математике - проницательность; в естественных науках - глубину; в нравственной философии - серьезность; влогике и риторике - умение спорить.
Ф. Бэкон

Воображаемое богатство знания - главная причина его бедности.
Ф. Бэкон

Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других низменных целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни.
Ф. Бэкон

Легче рисоваться многими знаниями, чем хорошо владеть немногими.
Л. Вовенарг

Мы знаем бесполезных вещей больше, чем необходимых.
Л. Вовенарг

Чем более читаете не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало.
Вольтер

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
К. Гельвеций

Многознайство уму не научит.
Гераклит

Мы точно знаем, только когда мы знаем мало; с ростом знания возрастает сомнение.
И. Гёте

Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение.
И. Гёте

Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам.
И. Гёте

Кто много знает, тот гибок; кто знает что-либо одно, тот горд. Первый видит, чего ему недостает, второй подобен петуху на навозной куче.
Т. Гиппель

Тот, кто ничего не слышит и ничего не знает, и ничего не делает, принадлежит к огромному семейству сурков, которые никогда и ни на что не годились.
Ф. Гойя

Незнание естественных причин заставило человека создать богов; обман превратил их во что-то грозное.
П. Гольбах

Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать.
И. Гончаров

Никто не может знать всего.
Гораций

Всегда - учиться, все - знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь.
М. Горький

Доказывать человеку необходимость знания - это все равно что убеждать его в полезности зрения.
М. Горький

Знание - это абсолютная ценность нашего времени…
М. Горький

Не знать - это равносильно не развиваться, не двигаться.
М. Горький

Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием, - непобедим.
М. Горький

Осел, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад.
В. Гюго

Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.
В. Даль

Многие многознайки не имеют ума.
Демокрит

Знание может быть двух видов. Мы знаем сами об объекте, или мы знаем, где можно найти информацию о нем.
С.Джонсон

Любой сумеет править кораблем,
Когда на море штиль.
Но тот, кто хочет
Командовать им в плаванье опасном,
Обязан знать, какие паруса
В погожий день, какие - в бурю ставить.
Б. Джонсон

Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы веши на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального.
Д. Дидро

Избыток знаний так же вреден, как и недостаток. Знания - это память. И чем больше она хранит знаний, тем больше проблем решается простым их извлечением из памяти. При этом мышление остается пассивным, а значит, не развивается. А ведь именно в процессе мышления человек получает новые знания,осмысливает существующие, находит способы и средства решения ранее неизвестных проблем.
В. Зубков

Поверхностные знания - это знания неосмысленные, принятые на веру и механически отложенные в памяти.
В. Зубков

Теория без практики - мертва, практика без теории - слепа.
В. Зубков

Знания придают человеку вес, а поступки - блеск. Однако большинство людей умеет только глядеть, а не взвешивать.
Т. Карлейль

И живи, и учись до старости.
Китайская поговорка

Человек, обладающий великими знаниями, одинаково смотрит на далекое и близкое, малое не считает ничтожным, а большое - огромным, так как знает, что размеры вещей относительны. Он доказывает, что настоящее и прошлое - это одно и то же, и поэтому не тоскует по далекому прошлому и не пытается схватить близкое настоящее, так как знает, что время никогда не останавливается. Он исследует полноту и пустоту и поэтому, обретая, не радуется, теряя, не печалится, так как знает, что судьба непостоянна. Он ясно понимает путь и поэтому не радуется своему рождению и не считает несчастьем свою смерть, так как знает, что конец и начало сменяют друг друга.
Кит.

Тот, кто ничего не знает, ни в чем не сомневается.
Р. Котгрейв

Знать истину следует всегда, изрекать - иногда.
Лао-цзы

Знать много и не выставлять себя знающим есть нравственная высота. Знать мало и выставлять себя знающим есть болезнь. Только понимая эту болезнь, мы можем избавиться от нее.
Лао-цзы

То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, бесконечно.
П. Лаплас

Нам трудно поверить тому, что лежит за пределами нашего кругозора.
Ф. Ларошфуко

Все знания из опыта, из ощущений, из восприятий.
В. Ленин

Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше…
В. Ленин

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
Леонардо да Винчи

Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить л ишь листья, не давая плодов.
Г.Лихтенберг

Всякую вещь, безусловно, лучше совершенно не изучать, чем изучить поверхностно, потому что здравый человеческий рассудок, желая высказать свое суждение о вещах, не совершает таких промахов, как полуученость.
Г. Лихтенберг

Знание есть переживание, сравненное с другими переживаниями.
Я. Лосский

Знания достигаются не быстрым бегом, а медленной ходьбой.
Т. Маколеи

Граница нашего познания кажется нам достоверной, но единственно, что в ней достоверно, - это наше неведение.
М. Метерлиик

Полнота познания всегда означает некоторое понимание глубины нашего неведения.
Р. Милликен

Как приятно знать, что ты что-то узнал!
Мольер

Бич человека - это воображаемое знание.
М. Монтень

Знания - обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться…
М. Монтень

Знать что-либо наизусть - все равно, что не знать ничего; это - владеть тем, что дано лишь на хранение памяти.
М. Монтень

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию…
М. Монтень

Чувство сострадания - начало человеколюбия, чувство стыда и негодования - начало долга, чувство уступчивости - начало правил поведения, чувство правды и неправды - начало знаний.
Мэн-Цзы

Открытия может делать всякий, и образованный, и невежда, с тою разницею, что сей последний откроет чаще то, что уже до него было открыто, но ему неизвестно.
В. Одоевский

В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии.
К. Паустовский

Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний.
К. Паустовский

Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам.
Ф. Петрарка

В человеке или для человека полнота и степень совершенства знания и самосознания есть основа и залог его действительного могущества.
М. Петрашевский

Кто больше знает, больше сомневается.
Э. Пикколомини

Грамотность драгоценна для нас только как дорога к развитию.
Д. Писарев

Знание и только знание делает человека свободным.
Д. Писарев

Знания поверхностные, шаткие или ограниченные, не разрушающие в уме человека ни одного старого заблуждения и не обогащающие его новыми идеями, - составляют только лишний балласт для памяти.
Д. Писарев

Очень немногие люди, и притом только самые замечательные, способны просто и откровенно сказать: «не знаю».
Д. Писарев

Знание не есть нечто законченное, закристаллизовавшееся, омертвевшее, оно вечно движется.
Д. Прянишников

Человек совершал бы меньше ошибок, если бы знал, чего именно он не знает.
Публилий Сир

Знания - единственная власть, которую можно приобрести, если не обладаешь ею, власть есть сила, а сила - это все.
И. Рахэль

Ощущать - это значит познавать.
Ж. Робине

Главное не в том, чтобы накопить как можно больше знаний, - главное втом, чтобы это знание, великое или малое, принадлежало тебе одному, было вспоено твоей кровью, явилось бы детищем твоих собственных усилий.
Р. Роллан

Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что он узнает от других людей или из книг.
Н. Рубакин

С тех пор как мир возник во мгле,
Еще никто на всей земле
Не предавался сожаленью
О том, что отдал жизнь ученью.
Рудаки

Важно знать не то, что есть, а то, что полезно.
Ж. Ж. Руссо

Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало.
Ж. Ж. Руссо

Знать хорошее важнее, чем знать многое.
Ж. Ж. Руссо

Человек любознателен лишь в меру своей просвещенности.
Ж. Ж. Руссо

Незнание - плохое средство избавиться от беды.
Сенека

Знанием можно пользоваться различно, и, смотря по тому, кто им пользуется, оно может быть действительным благодеянием или действительным злом.
Н. Серно-Соловьеич

Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.
Сократ

Существует только один бог - знания и только один дьявол - невежество.
Сократ

Я знаю, что я ничего не знаю.
Сократ

Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь…
Солон

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
К. Станиславский

Жажда знания, как и жажда богатства, усиливается по мере того, как мы все больше приобретаем.
Л. Стерн

Многому я научился у своих наставников, еще более - у своих товарищей, но более всего - у своих учеников.
Талмуд

Знание - орудие, а не цель.
Л. Толстой

Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.
Л. Толстой

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Толстой

В этой жизни кто больше знает, меньше доверяется словам.
Т. Уайлдер

Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
К. Ушинский

Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.
К. Ушинский

Знание помогает увидеть двусмысленность происходящего и его внутреннюю противоречивость.
Л. Фейхтвангер

Мы несем в себе собственную истину, которая является комбинацией множества истин, заимствованных у других. Вот почему других следует хорошо знать.
Ш. Филипп

Знание основывается на трех вещах: нужно много видеть, много учиться и много перестрадать.
Н. Фосколо

Любое познание выражает не только познанное, но одновременно содержит указание на непознанное.
С. Франк

Мы хотим знать, чтобы жить; а жить - значит, с другой стороны, жить не в слепоте и тьме, а в свете знания. Мы ищем живого знания и знающей, озаренной знанием жизни.
С. Франк

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.
А. Франс

Всякое знание имеет цену только тогда, когда оно делает нас более способными к деятельности. Если бы можно было представить себе всеведение без всемогущества, это было бы самой ужасной мукой ада.
Цетвес

Знание, далекое от справедливости, заслуживает скорее названия ловкости, чем мудрости.
Цицерон

Знание законов заключается не втом, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постичь их смысл.
Цицерон

Знание возбуждает любовь: чем больше знакомишься с наукою, тем больше любишь ее.
Н. Чернышевский

Незнание природы является корнем тех неизвестных сил, перед которыми так долго трепетал человеческий род, и тех суеверных вероучений, которые были источниками всех его бедствий.
Н. Чернышевский

Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие.
Н. Чернышевский

Знания - это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерева, пока мы молоды, то когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца.
Ф. Честерфилд

Между человеком, чьи знания складываются из опыта и наблюдений над характерами, обычаями и привычками людей, и человеком, почерпнувшим всю свою ученость из книг и возведшим прочитанное в систему, столь же большая разница, как между хорошо объезженной лошадью и ослом.
Ф. Честерфилд

Поверхностные знания не доставляют ни удовлетворения, ни чести, но зато часто приносят бесчестье или просто ставят в смешное положение.
Ф. Честерфияд

Все знают и все понимают только дураки да шарлатаны.
А. Чехов

Неудивительно, что большое количество знаний, не будучи в силах сделать человека умным, часто делает его тщеславным и заносчивым.
А Чехов

Меньше всего мы знаем, во-первых, то, что поняли чутьем; во-вторых, что изведали на собственном опыте, сталкиваясь с разными людьми, явлениями; в-третьих, то, что уразумели не из книг, а благодаря книгам, то есть благодаря размышлениям, на которые они нас наталкивали.
И. Шамфор

Дилетант принимает темное за глубокое, дикое - за мощное, неопределенное - за бесконечное, бессмысленное - за сверхчувственное.
Ф. Шиллер

Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.
А. Шопенгауэр

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Б. Шоу

Чем меньше мы знаем, тем больше мы подозреваем.
Г. Шоу

Немало нужно знания, чтоб уметь скрыть перед другим свое незнание.
М. Эбнер-Эшенбах

Знание существует для того, чтобы его распространять.
Р. Эмерсон

Наше знание - накопленная мысль и опыт бесчисленных умов.
Р. Эмерсон

Самым главным признаком полного знания человека, достигшего совершенства, является умение быстро пользоваться знаниями.
Эпикур