Календарь питания по дням на петров пост. Календарь питания по дням на петров пост Когда закончится петров пост в году

После веселой разгульной Масленицы наступает Великий пост

Когда начинается и заканчивается Великий пост в 2019 году

Духовный смысл Великого поста 2019

Что нельзя есть в Великий пост 2019

Что можно есть в Великий пост

Кому нельзя поститься

Правила Великого поста

Календарь питания в Великий пост в 2019 году по монастырскому уставу

Когда и какие богослужения проводятся в пост

О страстной неделе

После веселой разгульной Масленицы наступает Великий пост - более сорока дней строгого воздержания и молитвы. Великий пост - это время подготовки к главному для всех христиан празднику - Светлой Пасхе Христовой.

Когда начинается и заканчивается Великий пост в 2019 году

В 2019 году у православных христиан, живущих по юлианскому календарю, Великий пост начинается в понедельник, 11 марта и заканчивается в субботу, 27 апреля . Для православных Пасха Христова наступит в воскресенье, 28 апреля .

Духовный смысл Великого поста 2019

Главный духовный смысл Великого поста - очищение души путем молитвы и добровольно накладываемых на себя ограничений. Пост предусматривает не только отказ от скоромной пищи; это время, когда верующим следует избегать мирских удовольствий, развлечений, физической близости и суетных мыслей. В этот период стоит отказаться от просмотра развлекательных телепрограмм, от бессмысленного сидения в Интернете, от шумных компаний и т.д.

Что нельзя есть в Великий пост 2019

Для верующих в Великий пост под запретом все продукты животного происхождения (кроме рыбы и морепродуктов в некоторые дни). Запрет распространяется на мясо и любые мясные продукты, на молоко и молочные продукты, а также на яйца.

Что можно есть в Великий пост

В этот период разрешены фрукты, овощи, грибы и любые блюда из них. Можно употреблять в пищу орехи, сухофрукты, мед. Из напитков разрешены чай, кофе без молока, а также фруктовые соки, кисели, взвары и т.д.

В субботы (кроме Страстной субботы) и воскресенья, а также в праздники Благовещение, Лазарева суббота и Вербное воскресенье разрешено виноградное вино. В Благовещение, Лазареву субботу и Вербное воскресенье также разрешены рыба и морепродукты. (В Лазареву субботу по традиции едят рыбную икру).

Однако переедание даже разрешенных продуктов недопустимо: пост - это период воздержания и самоограничения.

Кому нельзя поститься

Церковь разрешает послабления во время Великого поста больным; маленьким детям; беременным и кормящим женщинам; людям, занятым на тяжелых работах; путешествующим и находящимся в местах заключения.

Тем, кто впервые решает соблюдать Великий пост, стоит предварительно посоветоваться с врачом и священником. Строгости поста стоит смягчить тем, у кого есть хронические заболевания: онкологические, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые и т.д. Противопоказанием к полному соблюдению требований поста являются беременность, период грудного вскармливания, а также малокровие.

От поста освобождаются маленькие дети, особенно грудные - им отказ от молочных продуктов противопоказан. Что касается мясных продуктов для детей во время поста - это на усмотрение родителей, здоровью временное воздержание от мяса не вредит.

Традиционно значимым христианским праздникам предшествуют посты – периоды физического и духовного воздержания. Одним из них является Петров пост 2019 года, который также называют постом Пятидесятницы или Апостольским. Он приурочен ко дню святых апостолов, учеников Христа, Петра и Павла.

Праздник фрукты
меню


На какое число приходится Петров пост в 2019 году? Время его начала зависит от даты, на которую приходится Пасха, а начинается он сразу после великого церковного праздника Троицы, точнее, ровно через семь дней. Длительность его также всегда разная.

В 2019 году Петров пост начнется 4 июня, а окончание его придется на 11 июля. Соответственно, длиться он будет 4 недели.

История происхождения


Существует две версии происхождения данного праздника, обе можно считать верными, так как нет достоверных доказательств ни для одной, ни для другой.

  1. Согласно первой, церковь учредила его для того, чтобы люди могли следовать традициям апостолов Павла и Петра, которые воздерживались от пищи после Пятидесятницы, чтобы подготовиться для проведения проповеди Евангелия.
  2. Согласно второй, пост вообще не связан с апостолами, а предназначался для людей, которые по каким-либо причинам не имели возможности поститься перед Пасхой. Однако христиане народ соборный, поэтому воздерживались даже тогда, когда соблюдали Великий пост.

Если Пасха начинается рано, длительность Апостольского периода может составлять несколько недель. Самый долгий его срок составлял 1,5 месяца, самый короткий – 1 неделя и 1 день. Также читайте про и .

Начало воздержания всегда приходится на понедельник всех Святых, дата может быть разной, а окончание всегда одинаковое – это 12 июля.

Особенности питания

В отличие от Великого, Апостольский считается легким. Можно употреблять рыбные блюда. Разрешен также алкоголь, так как он – продукт растительный. Хотя церковь все же рекомендует отказаться от него.

Несмотря на мягкий характер, Петров пост в народе считался скудным. Связано это с тем, что после весны зимние запасы, варенья, соленья истощаются, а до следующего урожая еще несколько недель.

Грибы, орехи также обычным крестьянам были недоступны. Поэтому на протяжении всего периода воздержания они вынуждены были голодать, питаясь крупами и зеленью. А также рыбой в те дни, когда ее разрешалось употреблять.






Сегодня у людей не возникает недостатка в продуктах независимо от времени года, так как их можно легко приобрести в магазинах. Поэтому современный постный стол достаточно разнообразен.

А теперь давайте ознакомимся с календарем питания на Петров пост 2019 года.

  1. Нечетные дни (понедельник, среда, пятница) – предлагается сухоядение, т.е., продукты употребляются исключительно сырыми. Разрешены хлеб, свежие, сушеные фрукты (курага, изюм, инжир, чернослив, финики), свежие овощи (помидор, морковь, огурец, свекла), а также мед и орехи. Воду можно пить неограниченно.
  2. Четные дни (вторник, четверг) – постящиеся баловали себя кашами, а рыбные продукты были запрещены.
  3. Выходные дни (суббота, воскресенье) – считаются днями памяти всех святых, поэтому рыба непременно должна быть на столе. Хозяйки готовили традиционное блюдо – рыбники – открытые пироги с рыбной начинкой. Также готовили яства из зелени и овощей.


Сегодняшний постный стол остался практически таким же. Люди балуют себя холодными постными щами, окрошкой, рассольником, прочими первыми блюдами. Все они щедро сдабриваются зеленью.

Помимо этого, разрешены:

  • грибы;
  • бобовые;
  • ягоды;
  • крупы;
  • расстегаи;
  • кулебяки;
  • постные блины.

Существует множество вкусных постных блюд, которые пришли к нам из древности. Возьмем, к примеру, рыбник. Для его приготовления необходимо слоеное тесто (необязательно готовить его самостоятельно, можно купить).

  1. Разделите тесто на две одинаковые части.
  2. В одну часть положите начинку (лук кольцами, рыбное филе, тертый сырой картофель).
  3. Поперчите, посолите, накройте сверху второй частью теста.
  4. Закрепите края, смажьте желтком.
  5. Выпекайте в духовке до готовности.

А вот еще один рецепт к столу – шаньги из гречневой крупы. Готовятся они аналогично рыбнику, только начинкой выступает гречневая каша с жареным луком.

Вкусное блюдо, которое следует включить в питание на Петров пост 2019-го – картофельный салат с грибами.

  1. Отварите картофель до готовности.
  2. Нарежьте его кубиками.
  3. Добавьте соленые огурцы и маринованные грибы.
  4. Заправьте растительным маслом.
  5. Добавьте специи и зеленый лук.

Традиции

Всегда выпадающий на начало лета, Апостольский пост имеет свои особенности и традиции. Главная его необычность заключается в том, что его протяженность каждый год разная. Например, в 2019 году Петров пост длится 4 недели.


Издавна в эти дни верующие воздерживаются не только от скоромной пищи, но и от мирских развлечений, физический удовольствий. Рекомендуется чтение душеполезной литературы. Например, в древности постящиеся читали книгу под названием «Цветник», произведение священноинока Дорофея.

Петров пост – время сосредоточения на душе. Человек должен подвести некие итоги относительно самого себя, своего поведения. Читая литературу для души, проводя время за молитвами, раскаянием, человек очищается духовно. Тяжело больные получают возможность пройти соборование на Петров пост 2019-го.

Откровенно говоря, среди мирян соблюдение Апостольского поста не столь распространено, как Великого. Однако он является хорошим испытанием для тех, кто недавно начал соблюдать религиозные обряды и желает во всем следовать церковным канонам. Ведь это сложно – соблюдать многодневное воздержание, во всем следовать его правилам. Таким образом, Пятидесятницкий пост является хорошей подготовкой, позволяющей укрепить тело и дух.

А что касается свадьбы на Петров пост 2019-го, можно ли жениться в эти дни? Это зависит от того, где вы планируете проводить церемонию бракосочетания – в ЗАГСе или церкви.

Чтобы достойно, с чистой душой отметить церковный православный праздник, нужно к нему как следует подготовиться, ибо ничего не дается так просто, без труда. По своей сути пост представляет собой некоторые телесные и духовные ограничения, которым верующий человек должен подвергнуть сам себя. То есть, это такая форма аскетизма, во время которой постящийся упражняет дух, душу и тело.

Русские православные христиане, согласно церковным канонам, держат ежегодно четыре многодневных поста, три однодневных поста и пост в среду и пятницу. Придерживаясь поста, очень важно понимать, что ограничение в еде без ограничения своего духа (от мирских удовольствий, «разлагающих» человека изнутри) не способствует великому спасению души.

Давайте детальнее рассмотрим все православные посты в 2017 году.

Многодневные православные посты

  • – 27 февраля – 15 апреля 2017 года;
  • – 12 июня – 11 июля 2017 года;
  • 14 августа – 27 августа 2017 года;
  • (Филиппов пост) – 28 ноября 2017 года – 6 января 2018 года.

Великий пост

Великий пост считается самым строгим постом, он длится сорок восемь дней. Великий пост состоит из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Пост установлен в честь Спасителя нашего Иисуса Христа, который сорок дней искушался в пустыне дьяволом и не принимал никакой пищи.

Эти сорок дней – начало спасения человеческих душ. Последняя неделя поста – страстная седмица – напоминает христианам о завершающих днях на земле, страданиях и смерти Сына Божьего.

Во время поста нельзя есть мясо, молоко, сыр, яйца. Особой строгостью Великий пост отличается в первую неделю поста и в страстную седмицу. В чистый понедельник принято полностью воздерживаться от пищи. В остальное время:

  • среда, пятница – сухоядение (хлеб, вода, овощи, фрукты, компоты);
  • вторник, четверг – горячая еда без добавления растительного масла;
  • суббота, воскресенье – горячая еда с растительным маслом.

Сухоядение – скудная, не жидкая еда, состоящая из хлеба или другой сухой пищи; одна из самых строгих степеней православного поста.

7 апреля 2017 года, в , позволяется отведать рыбу. Также разрешается рыба в Вербное воскресенье 9 апреля 2017 года. Рыбную икру можно кушать 8 апреля 2017 года, в Лазареву субботу. 14 апреля 2017 года, в страстную пятницу, нельзя принимать пищу до выноса плащаницы.

В дни Великого поста нужно примириться со всеми, а также осознать все свои грехи, искренне покаяться.

Начнется Великий пост в 2017 году в понедельник 27 февраля, а закончится в субботу 15 апреля 2017 года. Уже 16 апреля, в воскресенье, православная церковь будет праздновать Пасху – величайший светлый праздник Воскресения Христова.

Апостольский пост

Этот летний пост установлен в честь святых апостолов Петра и Павла, которые молитвой и постом готовились к всемирной проповеди Святого Писания. Начнется Петров пост в понедельник Всех Святых, 12 июня 2017 года, а завершится 11 июля 2017 года. Каждый год продолжительность поста разнится, в зависимости . Самый продолжительный Апостольский пост длится шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Строгое соблюдение поста (сухоядение) – в среду и пятницу. В понедельник разрешена горячая пища без масла. В другие дни – грибы, рыба, крупы с маслом растительного происхождения.

Успенский пост

Через месяц после Петрова поста наступает Успенский многодневный пост, который длится две недели. Православная церковь призывает нас, прихожан, к подражанию Божьей матери, которая непрерывно пребывала в посте и молитве перед своим вознесением на небеса.

Сухоядение положено в понедельник, среду и пятницу. Во вторник и четверг разрешается горячая еда без добавления растительного масла. В субботу и воскресенье позволена пища с растительным маслом. 19 августа, в день Преображения Господня, можно кушать рыбу.

Рождественский пост

В конце осени, ровно за сорок дней до праздника Рождества Христова, начинается зимнее воздержание от пищи животного происхождения и «услаждений» души, духа и тела – Рождественский пост. Начинается пост сразу после дня памяти апостола Филиппа, поэтому Рождественский пост называют еще и Филиппов пост.

Рождественский пост установлен во имя благодарности Господу Богу за собранные плоды земные. Во время поста христиане готовятся к великому празднику – Рождеству Христову. Начинается зимний пост 28 ноября 2017 года, а завершается 6 января 2018 года.

Пищевой устав полностью совпадает с уставом о пище Петрова поста до 19 декабря 2017 года, дня святителя Николая. Если церковный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, можно кушать рыбу. После дня памяти Святителя Николая и до самого предпразднества Рождества рыба разрешается в субботу и воскресенье. В предпразднество запрещается рыба во все дни, а в субботу и воскресенье – еда с маслом. В сочельник, 6 января 2017 года, нельзя есть пищу до появления самой первой звезды, а после – можно вкушать сочиво (зерна пшеницы, вареные в меду, а также рис с изюмом).

Церковные православные однодневные посты в 2017 году

  • Среда и пятница на протяжении всего года, исключая сплошные седмицы и Святки;
  • Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) – 18 января 2017 года;
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября 2017 года;
  • Воздвижение Креста Господня – 27 сентября 2017 года.

Пост в среду и пятницу

В среду еженедельный пост установлен как воспоминание о предательстве Христа Иудой, в пятницу – в честь памяти страданий и смерти Иисуса Христа. В эти дни запрещается мясная и молочная пища, а с недели Всех Святых и до Рождества Христова нужно воздерживаться также от рыбы и постного масла. Когда на среду или пятницу выпадают дни празднуемых святых, позволяется добавлять в пищу растительное масло. В самые большие праздники, например, Покров, — разрешается рыба.

При этом, следует помнить, что для тех, кто занят тяжелым трудом или болеет, допускаются некоторые послабления в постах в среду и пятницу. Это необходимо для того, чтобы христиане имели достаточно силы на молитвы и необходимую работу.

Крещенский сочельник

В этот однодневный пост истинно верующие готовятся к очищению души и тела и освящению святой водой в большой праздник Крещения.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Пост установлен в честь памяти смерти великого пророка Иоанна.

Воздвижение Креста Господня

В этот день христиане молятся, раскаиваются во грехах и постятся, в память о страданиях Иисуса Христа на кресте во имя спасения рода человеческого.

Сплошные седмицы в 2017 году

  • Святки – 7 – 17 января 2017 года;
  • Седмица мытаря и фарисея – 6 – 12 февраля 2017 года;
  • Сырная седмица (Масленица) – 20 – 26 февраля 2017 года;
  • Пасхальная (Светлая седмица) – 16 – 22 апреля 2017 года;
  • Троицкая седмица – 5 – 11 июня 2017 года.

Во время сплошных седмиц пост в среду и пятницу отсутствует.

Календарь трапез во время православных постов в 2017 году:

Апостолы Петр и Павел были призваны на служение Иисусу Христу и Церкви по-разному, однако по преданию оба окончили свою жизнь мученически — апостол Петр был распят вниз головой на кресте, а Павел — обезглавлен мечом. Поэтому Петров пост еще называется Апостольским.

Начало Петровского поста не имеет постоянной даты — он всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) - в 2018 году выпадает на 4 июня.

А дата Троицы зависит от дня празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты и длится от 8 до 42 дней.

Суть и значение поста

Петров пост установлен в апостольские времена и относится к самым первым временам православной церкви. Раньше его называли постом Пятидесятницы. Петровским или Апостольским пост стал после возведения храмов Святым апостолам Петру и Павлу в Константинополе и Риме.

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями и готовит христиан постом и молитвой к празднованию дня Святых апостолов Петра и Павла.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Священнослужители считают, что духовная жизнь без поста невозможна — эта истина подвижническая, за которую заплачено кровью. Но Петров пост — это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов.

Согласно Евангелию, главный враг не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. История помнит случаи, когда крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам, а пост напоминает о такой опасности, отмечают служители церкви.

Для христианина голод, отказ от пищи сами по себе не являются благом, так как потребность в пище естественна для человека. Пост служит воспитанию воли, которая важна для нравственности, так как постясь человек учится подчинять свои телесные потребности духу.

В дни поста церковь призывает задуматься о смирении и мученичестве, а также оценить духовный подвиг каждого из апостолов. Мученичество в православии — одно из ключевых явлений. Именно пойти на муки и смиренно их принять — высший духовный подвиг.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Петров пост также дан для того, чтобы наверстать упущенное в Великом посту. Это выход для тех, кто по болезни, в путешествии, или по другим причинам не смог соблюдать Великий пост перед Пасхой.

Что можно и нельзя есть в Петров пост

Петров пост, в отличие от Великого, не такой строгий. Начинается он в понедельник, на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы). В 2018 году он выпадает на 4 июня, а последним днем поста является 11 июля. Соответственно в 2018 году он длится 38 дней.

В этот период также нельзя есть мясо, молочную продукцию, яйца, но разрешается рыба в некоторые дни недели. Основу постного стола составляет овощи, зелень и блюда, приготовленные из них, а также крупы, фрукты, ягоды и сухофрукты.

Во время этого поста на понедельник предписано употребление горячей пищи без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям разрешена рыба, в среду и пятницу - сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед). А в выходные дни допускается немного вина.

День памяти Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который празднуют 12 июля, не входит в пост. Однако, если он выпадает на среду или пятницу, то является постным, но невысокой степени строгости - разрешена пища с маслом, рыба и вино.

Святой Серафим Саровский говорил, что "истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему (голодному, жаждущему)… Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много".

Как нужно поститься

Петров пост считается самым легким постом за весь календарный год. Но даже приступая к такому, не самому строгому, посту, нужно посоветоваться со своим духовником и лечащим врачом, если у вас есть какие-либо хронические заболевания.

Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам, для которых Уставом предусмотрены более строгие правила. Во время поста из меню также следует исключить продукты быстрого приготовления, то есть фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку.

В тоже время следует помнить, что пост — это духовное очищение и только на втором месте стоит воздержание от пищи. Оно должно способствовать не потере веса, а укреплению в человеке духовного начала. Поэтому очень важно во время поста молиться, исповедаться и причащаться.

Но, если мирянину по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста, он может ограничивать себя в иных, негастрономических вещах. Например, не смотреть в пост телевизор или не пользоваться социальными сетями в интернете.

Традиции и обычаи

По церковным канонам, таинство брака — венчание не совершается в период церковных праздников, постов и индивидуальных храмовых праздничных дней. Соответственно, свадьба во время Петровского поста и в Петров день не разрешена.

Чтобы прожить долгой и счастливой семейной жизнью, рекомендуется переждать Петров пост. Также нужно отложить зачатие детей до окончания поста. Согласно народным обычаям, свадьба в Петров пост не проводилась и по другим причинам.

Петров пост проводится летом, в сезон разгара полевых работ, поэтому сложилась многовековая традиция не проводить свадьбы в это время. Этой традиции придерживается и современная сельская молодежь.

Еще более древняя традиция утверждает, что души умерших в это время посещают Землю, и веселые празднования являются неуважением к их памяти.

Приметы на Петров пост

Во время поста не стоит стричься — волосы будут редкими. В пост не шьют и не занимаются рукоделием — руки будут слабые. Кто в Петров пост деньги даст в долг, тот сам три года из долгов не вылезет.

Брак, заключенный в пост, — недолгий, в семье не будет согласия, и она скоро распадется. Если в Петров пост, на исходе луны, дотронуться бородавкой до сухой ветки, сказав при этом: как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто, — то бородавка засохнет и отпадет. Если поминки совпали с постом, то по правилам и помины должны быть постными. Но нет ничего страшного и в том, что на столе в такой день стояла скоромная еда. Если во время поста, при застолье, кто-нибудь будет уговаривать постящегося человека поесть мяса, высмеивая его или пост, то он будет тяжело и долго умирать.

Петров пост — не время для гаданий, обрядов, выполнения магических ритуалов. Так вы можете накликать беду на себя и своих близких, оставшись без поддержки высших сил. Лучше посвятить время молитвам и искренне попросить желаемого у Неба.

Если в первый день поста идет дождь, то урожай будет отменным. Три дождя за один день — год обещает быть богатым на радостные события.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Пост называется Петровым в честь святых апостолов Петра и Павла. Он установлен в память о том, как апостолы постились перед евангельской проповедью всему миру. Этот пост еще называют Апостольским.

Даты Петрова поста

Начало Петрова поста - всегда в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы), на следующий день после праздника Всех святых. Дата Троицы зависит от даты празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты. И длиться он может от 8 до 42 дней. В 2017 году пост начинается 12 июня.

Заканчивается Петров пост всегда 12 июля (11 июля - последний день поста). Это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским.

Что можно есть в Петров пост

Петров пост - нестрогий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо, яйца и молочные продукты тем, кто постится по всей строгости, есть нельзя. При этом если в среду или пятницу празднуется память святого храма или святого, которому положено «всенощное бдение», то в эти дни также разрешается употребление рыбы.

Праздник, которым завершается пост, - день памяти святых апостолов Петра и Павла - не входит в сам пост. Но если он попадает на среду или пятницу, то поститься нужно. В 2017 году 12 июля - среда, день постный, но разрешается рыба.

История Петрова поста

Мы знаем о Петровом посте с самых первых веков христианства. Впервые мы читаем о нем в в «Апостольском предании» святого Правда, тогда христиане не связывали этот пост с именем Петра и Павла. Он существовал для тех, кто по какой-то причине не смог поститься в Великий пост перед Пасхой.

В Константинополе и Риме построили храмы во имя апостолов Петра и Павла. В Константинополе храм освятили в день памяти апостолов - 12 июля по новому стилю.

С IV века многие святые отцы писали в своих трудах об Апостольском посте: например, Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий, Феодорит Кирский.

Смысл Петрова поста

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает нас к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями. В эти дни и недели мы пытаемся почувствовать правильную внутреннюю иерархию своей жизни: решаем для себя, что тело должно стремиться к душе, душа - к духу. И весь человек должен быть устремлен к Богу. Пост, то есть наше добровольное воздержание, призывает нас пройти по этому пути.

Кроме того, пост объединяет людей, верующих во Христа. Вместе постясь, мы ощущаем себя членами единой Церкви, единой общины верных Спасителю и Его заповедям. Тем самым мы признаем, что все, что проповедовал Христос, - истинно. То есть пост - это не только самосовершенствование, но и наше свидетельство всему миру о том, что мы христиане.

Не каждый из нас может поститься так строго, как это предписывает Церковь, но каждый из нас может засвидетельствовать то, что он часть Церкви, - соблюдая пост в меру своих сил и со всей искренностью. Меру поста лучше всего согласовать с духовником.

12 июня у православных верующих начинается Петров (Апостольский) пост.

Начало Петрова поста

Какого числа будет Петров пост в 2017 году? В 2017 году Петров пост длится с 12 июня по 11 июля.

В чью честь он назван? Какова история его возникновения? Всё это и многое другое читайте в нашей статье.

Возникновение Петрова поста

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).

Вопросы и ответы о Петровом посте

Какого числа Петров пост в 2017 году?

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: “После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти”.

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: “Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище”.

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

“После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви”. Далее св. Лев Римский пишет: “Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, “потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов”.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды “Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил” (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: “За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан”.

Петров пост: что можно есть?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно – по средам и пятницам – воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Как провести Петров пост?

Протоиерей Игорь Пчелинцев:

Наступает православный Петров пост, по-другому его еще называют пост апостольский. Мы знаем, что он заканчивается праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы знаем, что это пост летний, не такой строгий, как Великий или Успенский, что в это время уже появляются первые свежие овощи, поэтому этот пост в целом легкий. Но, к сожалению, для многих православных христиан этим и заканчиваются смыслы Петрова поста.

Попоститься - вот отгуляли Пятидесятницу, наелись скоромного, можно теперь и поговеть. Надо причаститься, поисповедоваться, ну как положено в посты. А для некоторых как и нет этого поста, ну, говорят - «не Великий же пост, нам некогда (нет сил, времени etc.) поститься «все время».

Думается, что было бы гораздо логичнее посвятить время этого поста осмыслению апостольства в Церкви. Даже так - посвятить деятельному осмыслению.

Прошу понять меня правильно. Было бы слишком дерзновенно взять на себя без благословения апостольское звание, равноапостольных святых не так много в Месяцеслове. Но, тем не менее, каждый христианин все равно должен быть служителем Слова Божия. Слово Христово, сказанное апостолам при Вознесении: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь » (Мф.28:19,20) – определило главную апостольскую задачу.

Бог послал Святого Духа апостолам, чтобы они несли весть о воскресении во все концы мира. Через апостолов это послушание установилось в церковной иерархии - у епископов и священников. Епископ и священник, живущий во Христе, старающийся это делать может искренне повторить за Апостолом: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! » (1Кор.9:16); Но это не слагает с мирян обязанности иметь послушание благовестия. Особенно у православных христиан. И очень хорошо, если проверить свои силы мы сможем в течение поста, который в Церкви назван Апостольским.

Я бы выделил в этой задаче два основных направления - апостольство внутреннее и апостольство внешнее (прошу не судить категорично за терминологию - слова могут быть и другие, если кто-то усматривает здесь некий «протестантский налет»).

Внутреннее - для большинства церковных и еще только ищущих своего пути и места в Церкви людей - наверное, самое важное. Донести Благую Весть о Воскресении Христовом, о покаянии и преображении человека Духом Святым прежде всего до своего сердца и ума. Внутренне, со смирением принять то, что дает человеку ищущему Бога Церковь. Научиться простым вещам (на первый взгляд простым, но и несложным при том) - просто верить, довериться Богу и Его Слову, верить Церкви как матери, просто молиться, как я говорю своим студентам: «Без заламывания рук и закатывания глаз» (образно конечно - просто, значит - разумно и без психического надлома).

Протоиерей Игорь Пчелинцев

Есть красивое выражение: «Пост и молитва – это два крыла, которые поднимают христианина в Царство Небесное». Что ж, если это так, и если молитва должна быть проста и разумна, то и пост должен быть прост и разумен. Мы уже обсуждали это во время Великого поста. Пост должен быть по силам и без молекулярно-ингредиентого подхода. Ради Христа. Ради преображения Духом Божиим нашего истлевшего или истлевающего естества.

Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с покаянием и жизнью в Церкви должна дать нам самое творческое основание для нашего апостольства - мир сердечный, иное, по сравнению с миром суетным отношение к Богу, Церкви, человеку и себе самому. Мир, любовь, прощение, сострадание, сочувствие, боль сердечная о неправде и несправедливости - противоположные ненависти и равнодушию качества души-христианки.

Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей личности. Прирастить нас к Себе Самому, Он - лоза, мы – ветви. И без Него не можем творить ничего. Все в Боге и обретает свою ценность, в том числе и благовествование. Самое приличное занятие в пост.

И очень важно апостольство внешнее, потому что, как христиане, мы ответственны и за других, за ближних, далеких, за весь мир. Даже если кажется, что ну никак не может хватить сил нашей души на самого себя, куда уж до целого мира!

У одного человека никогда не достанет сил спасти мир - он может только сотрудничать Богу, содействовать исполнению Его воли в мире - чтобы все познали Истину и спаслись …Но наставляйте друг друга каждый день,.. чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом » (Евр.3:12-13).

Во времена «дикого рынка» и навязчивого маркетинга мы научились бояться тех, кто обещает нам что-то хорошее. В таком контексте, евангельское слово «благовествовать» может испугать человека. Мы по душевной робости боимся предлагать нашу веру другим, как если бы речь шла о товаре. Мы имеем чувство уважения к окружающим и не желаем, чтобы о нас подумали, что мы навязываем свою точку зрения или пытаемся в чем-то «самом верном и правильном стопроцентно убедить». Особенно, если речь идет о такой личной теме для разговора, как доверие Богу.

Для христиан, возвещать Благую Весть воскресения не значит говорить об учении, наборе параграфов и пунктов, который следует выучить наизусть. Благовествовать – значит, в первую очередь, свидетельствовать о внутреннем преображении человеческого существа. Господь Иисус Христос возвращал каждому человеку его ценность и достоинство с бесконечным уважением. Благовествовать – не только значит говорить с кем-то об Иисусе или о Православии как таковом, а, намного глубже, привлечь внимание человека к тому, насколько он ценен для Бога. Так об этом говорили и святые отцы и многие подвижники, знающие о действии благодати Святого Духа в человеке.

Но наше внешнее свидетельство о Христе и Церкви может проистекать только из последствий внутреннего апостольства, усвоения себе через законные церковные средства - пост, молитву, милостыню, Таинства (сколько уже говорилось об этом!) жизни во Христе. Иначе наши слова не будут иметь духовной силы. Они и нам самим ничего не скажут.

Я недавно нашел очень светлое христианское рассуждение, мне показалось, что оно очень подходит к нашему разговору о внутреннем и внешнем апостольстве каждого христианина. Поэтому вместо традиционной притчи, я хотел бы завершить заметку о Петровом посте такими словами, исполненными любви Христовой:

1. Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно прощайте их.
2. Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных побуждениях – все равно проявляйте доброту.
3. Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов – все равно добивайтесь успеха.
4. Если вы честны и откровенны, то люди могут вас обманывать – все равно будьте честны и откровенны.
5. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье – все равно продолжайте строить.