Артикуляционная гимнастика. Упражнение чашечка имеет большое значение для правильной артикуляции Чашечка упражнение логопеда

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №38

г. Каменск-Шахтинский Ростовской области

Артикуляционная гимнастика

конспект выступления на родительском собрании

Ерошева Анна Владимировна,

воспитатель коррекционной группы

г. Каменск-Шахтинский

2009г.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Упражнение №1 «СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ»

1 часть. Жил на свете язычок. Был у него свой домик.

Домик назывался ротик. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка.

Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать.

2 часть. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Сделался широким и высунулся на крылечко, а потом прячется. Высунется и спрячется, высунется и спрячется. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!

А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а".Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и".Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у - у".Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.

Вот и сказке конец.

Упражнение №2 «УЛЫБКА »

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке под счет до 10 раз.

Описание. Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

Упражнение №3 «ЗАБОРЧИК»

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

Упражнение №4 «ОКОШКО»

Описание. Широко открыть рот - «жарко», закрыть рот - «холодно».

Упражнение лучше делать от Заборчика: если зубы хорошо обнажены - то «окошко» и получится качественно, и ребенку в зеркало будет хорошо видно, что делает его язычок.

Упражнение №5 «ЩЕНОК»

Описание. Вылизывать широким языком блюдце, намазанное вареньем. Выполнять упр. 10 – 15 сек.

Тарелку вылизал щеночек,

Колбаски просит он кусочек.

Упражнение №6 «ПРЯТКИ»

Описание. Улыбнуться губы сомкнуты, высунуть язычок, затем спрятать его за сомкнутыми губами.

Упражнение №7 «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье.

Внимание!

А. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

б. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

в. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Упражнение № 8 «ЛОПАТКА»

Цель:

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения

Внимание!

А. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

Б. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

В. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

Г. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Упражнение №9 «ИГОЛКА»

Цель: выработать умение делать язык узким.

Описание. Улыбнуться, рот широко открыть, язык выдвинуть вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать позу под счет до 10 раз. Язык не должен быть зажать губами, зубами, опускаться к подбородку.

Упражнение №10 «ЛОПАТКА - ИГОЛОЧКА»

Описание. Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 раз.

Как волшебник, наш Николка -

Лопатку превратил в иголку.

Упражнение № 11 «ЛОПАТКА - ИГОЛОЧКА»

Описание. Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 – 8 раз.

Лопаткой яму я копаю,

Цветы иголкой вышиваю.

Упражнение №12 «ШАРИК»

Описание. Надуть щеки, сдуть щеки. Предложить ребенку длительно произнести звук "ш", передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Шарик лопнул у Танюшки –

Плачет бедная девчушка.

Чтобы было интересней надувать «шарик» и для профилактики звуков В,Ф -прикусить верхними зубами нижнюю губу -ффф - вот и надутый шарик - указательными пальцами как бы проткнуть щеки - вот и сдулся шарик.

Упражнение №13 «ШАРИК ЛОПНУЛ»

Описание. Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

"Садитесь, комарики!"

Упражнение №14 «ЧАСИКИ»

Цель: выработать умение направлять язык к углам рта.

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Тик – так, тик – так –

Ходят часики –

Вот так!

В некоторые упражнения вводите произвольность, просите ребенка следовать инструкции. Например, словесная: язычок влево - вправо, зрительная: следи внимательно за моим пальцем - куда палец, туда и язычок. Зрительная ОПОРА!

Упражнение №15 «БУБЛИК»

Описание. Зубы сомкнуть. Губы округлить, как при произнесении звука "о" и чуть вытянуть вперед. Верхние и нижние резцы просматриваются.

Юля бублик быстро съела,

Земляничку захотела.

Упражнение №16 «ТРУБОЧКА»

Описание: Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку. Выполнять упр. 10 – 15 сек.

Сосёт апельсиновый сок

Из трубочки мамин сынок.

Упражнение №17 «ЯЗЫЧОК СПИТ»

Описание. Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя - пя - пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя - пя - пя - пя - пя - пя

Отдыхаем все, друзья!

Упражнение №18 «КАЧЕЛИ»

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка вверх-вниз, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

На качелях мы качались

И друг другу улыбались.

Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Упражнение №19 «ПАРОВОЗИК»

Описание. Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Ну - ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:"И - у! И - у! И - у!"

Упражнение №20 «МАЛЯР»

Цель: отрабатывать движение языка вверх. растягивать подъязычную связку и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. Проделать 10 раз, меняя направления.

Потолок покрасил гномик,

Приглашает нас в свой домик.

Внимание!

А. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

Б. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Упражнение №21 «ПОКРАСИМ ЗАБОР»

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "покрасить" верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Ловко кисточкой забор

Красят Петя и Егор.

Упражнение №22 «ПОЛОВИЧЕК»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5.

На нижней губке язычок

Расстелем, как половичок.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Упражнение №23 «МОЛОТОЧИК»

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт".

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Д - д - д - д - д - д - стучит молоточек,

Т - т - т - т - т - т - вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра –

В гости к тётушке пора!

Упражнение № 24 «ЛОШАДКА»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и присасывая язык к нёбу, пощелкать "узким" кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

На лошадках по дорожке

Скачут Аня и Серёжа.

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок цок цок цок цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок - цок - цок - цок - цок.

Внимание!

А. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

Б. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

В. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Упражнение №25 «ЛОШАДКА ЕДЕТ ТИХО»

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука "л".

Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и предыдущем упражнении, только беззвучно.

Внимание!

а. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

Б. Кончик языка не должен загибаться внутрь.

В. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Упражнение №26 «БЕГЕМОТ - МАРТЫШКА»

Описание. Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты. Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения.

Широко разинув рот,

Зевает толстый бегемот.

А весёлая мартышка,

Губы сжав,

Читает книжку.

Упражнение №27 «ЧИСТИМ ЗУБКИ»

Цель: Выработать умение удерживать кончик языка за нижними и верхними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка с внутренней стороны «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх «выбросим мусор». Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Выполнять под счет от 10 – 15 раз.

Упражнение №28 «ЧЬИ ЗУБЫ ЧИЩЕ?»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание!

А. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

Б. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

В. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Упражнение № 29 «ДУДОЧКА»

Цель: выработать движение губ вперед.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы сомкнуты). Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

Смастерим мы дудочку,

Дудочку – погудочку.

Если есть трудности в выполнении - поиграйте: в поцелуи, какой пятачок у поросенка, покрутите этим пятачком по- и против часовой стрелки; слегка массируя пальцами, вытягивайте губы малыша вперед. Хорошо в динамике сочетать Заборчик-Дудочка.

Упражнение № 30 «СЛОНИК ПЬЕТ»

Описание. Образовать хобот слоника, вытянув вперед губы трубочкой, набирать водичку, слегка при этом причмокивая. Разжимая-зажимая кулачки, малыш помогает слонику набирать воду - пппффф и ладошку открыть над головой - слоник освежил себя водой.

Упражнение №31 «СЛОН ЕСТ КАШУ»

Описание. Растянуть губы в улыбке. Произносить "ням – ням – ням" затем вытянуть губы вперед, длительно произнести "ууууууууууу" чередовать упр. 4 – 6 раз.

Кашку манную мы ели

И добавки захотели.

Хобот вытянул слонёнок,

Да и каша манная -

Просто объедение -

Ням - ням - ням - ням.

Упражнение №32 «ТРЕЗОР»

Описание. Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как надо это сделать, надо про себя произнести звук "и". удерживать в таком положении губы на счёт от 1 до 5.

У щенка малютки

Уже большие зубки.

Как покажет их Трезорка,

Сразу в дом бежит Егорка.

Упражнение №33 «ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА»

Описание. « Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота).

Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

Упражнение №34 «КОЛОБОК»

Описание. Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Вот интересная игра -

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Упражнение № 35 «БЛИНЧИК»

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание "пя – пя – пя". Упражнение выполнять в течение 10 – 15 сек.

Мы печём, печём блиночки

И для сына, и для дочки.

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Упражнение №36 «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.

Внимание!

А. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

Б. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

В. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Упражнение № 37 «МЕСИМ ТЕСТО»

Описание. Улыбнуться, пошлепать языком между губами - «пя-пя-пя-пя-пя...», покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

Упражнение №38 «МАССАЖ ЯЗЫКА»

Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Верхней губой похлопываем по языку: пя-пя-пя. Выполнять под счет от 10 – 15 раз. Затем верхними зубами покусываем широкий язык: тя-тя-тя. Выполнять под счет от 10 – 15 раз. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения.

Упражнение №39 «ГРИБОЧЕК»

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.

Вот грибок на тонкой ножке –

Ты клади его в лукошко.

Внимание!

А. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

Б. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

В. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Упражнение №40 «ИНДЮКИ БОЛТАЮТ»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл-бл(как индюк болбочет).

Ходят по двору подружки –

Две болтливые индюшки.

Под окошком - блл, блл, блл -

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" - предлагают.

Внимание!

а. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

Б. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

В. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Упражнение №41 «ПОЙМАЕМ МЫШКУ»

Описание. Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

Упражнение №42 «БАРАБАНЩИК»

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек.

Петя встал сегодня рано

И стучит по барабану.

Внимание!

А. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Б. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.

В. Кончик языка не должен подворачиваться.

Г. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Основное упражнение для постановки Р,РЬ. Если рот закрывается, язык падает - примените механическую помощь: пусть ребенок зажмет палочку шириной 1 см зубами (для начала можно счетную палочку), язык "стучит" над палочкой.

Упражнение №43 «ПАРУС»

Цель: выработать умение поднимать язык к небу и удерживать позу под счет до 10 раз

Описание. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка укрепить за верхние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.

Упражнение №44 «ПАРАХОД ГУДИТ»

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы...» – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к нёбу и не двигается.

Быстро по реке плывёт

И гудит наш пароход – "ыыыы"!

Внимание!

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Упражнение №45 «КИСКА»

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижав кончик языка к нижним зубам, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.

Мурка спинку выгибает,

Глазки щурит и зевает.

Упражнение №46 «КИСКА СЕРДИТСЯ »

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать, как кошка выгибает спинку, когда сердиться и опускать. Выполнить упражнение 3 – 5 раз.

Киска сердится на Машу:

Хочет рыбку, а не кашу.

Основное упражнение на постановку свистящих. Если язычок не держится за зубами - ребенок может придерживать его указательнм пальцем. Если воздушная струя идет по всей плоскости языка - проложите дорожку с помощью зубочистки вдоль плоскости языка посередине.

Упражнение №47 «ГАРМОШКА»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Эй, дружок, Антошка!

Сыграй нам на гармошке!

Внимание!

А. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

Б. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.

В. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Упражнение № 48 «РЫБКА»

Описание. Губы сжаты, щёки втянуты. Упражнение выполнять медленно, чётко.

Не нужны сейчас улыбки –

Делай ротик, как у рыбки.

Упражнение №49 «ПОЛОСКАЕМ РОТ»

Описание. Рот закрыт, губы плотно сжать, щёки надуть. "Полоскать" рот воздухом.

Наливаем воду в бочку –

Надуваем сильно щёчки.

Упражнение №50 «ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ»

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Внимание!

А. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Б. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.

В. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

Г. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Упражнение №51 «БОЧКА »

Цель: укреплять мышцы языка.

Описание. Улыбнуться, рот приоткрыть, язык поочередно упирается то в правую, то в левую щеку с внутренней стороны. Выполнять под счет от 10 – 15 раз.

Упражнение №52 «ЧАШЕЧКА»

Цель: Выработать умение удерживать язык в форме чашечки.

Описание . Рот открыт. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык напоминает форму ковшика или пиалы. Водичка из «чашечки» не выливается.

Основное упражнение на постановку шипящих звуков. Чтобы Чашечка получилась, лучше делать ее от Блинчика: язык должен быть расслабленным. Можно попросить малыша подуть на чай, ведь при произношении шипящих воздух идет теплый.

Упражнение №53 «ФОКУС»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Внимание!

А. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

Б. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

В. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Упражнение №54 «ОРЕШКИ»

Описание: Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, имитируя выдавливание шариков, на щеках образуются твердые шарики-«орешки» . Упражнение выполнять медленно, четко.

Собираем мы без спешки,

Словно белочка, орешки.

Хорошо укрепляется кончик языка, твердость которого важна при выполнении звука Л. Можно оказать сопротивление с внешней стороны щеки при помощи указательного пальца.

Упражнение №55 «НАСОС»

Описание. Предложить ребёнку длительно произнести звук "сссссс…" Обратить внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя холодная.

С братом мы возьмём насос –

Будет праздник для колёс:

Подкачаем шины

Папиной машины.

Артикуляционная гимнастика является одним из компонентов комбинированной терапии нарушений развития речи. Ее обязательное условие заключается в полном прохождении курса, закреплении результатов через некоторый промежуток времени, занятиях с коррекционным педагогом и на дому. Сеансы проводятся ежедневно до достижения стойкого терапевтического результата.

Задачи артикуляционной гимнастики:

  • улучшение кровоснабжения, иннервации речевого аппарата;
  • увеличение подвижности органов речи;
  • укрепление мышц;
  • обучение фиксации в определенной позе;
  • снижение напряженности;
  • увеличение амплитуды движений.

Основы терапии

Длительность лечения всегда индивидуальна: постановка произношения звуков может занять 1-6 мес. В ходе выполнения упражнений с логопедом необходимо соблюдать несколько правил:

  • постепенно усложнять задачу;
  • проводить занятия для детей в игровой форме;
  • не допускать переутомления во время сеанса;
  • использовать зеркало в качестве основного предмета отработки информации.

Цель артикуляционной гимнастики в логопедии заключается в доведении до автоматизма выполнения упражнений по произношению фонем. На первом занятии педагог расскажет о предназначении и технике выполнения конкретного упражнения. Затем он продемонстрирует правильную артикуляцию звука, объяснив, на какие моменты нужно особенно обратить внимание. Если это упражнение ребенок затрудняется выполнить, логопед может использовать шпатель или зонд. Очень важно, чтобы движения были точными и правильными, симметричными, плавными и в достаточном объеме.

Дети по-разному поддаются логопедической коррекции − это зависит как от диагноза и степени проявления нарушений, так и от эмоционального состояния ребенка.

После проведения сеанса задание необходимо закреплять на дому. Артикуляция считается усвоенной успешно, если она выполняется без ошибок и не нуждается в зрительном контроле.

Как научиться правильно произносить шипящие звуки

Проблемы с произношением возникают из-за быстрой смены положения органов артикуляционного аппарата в процессе разговора. Чтобы звуки были разборчивыми и четкими, специалист должен устранить спазм мускулатуры и увеличить подвижность органов речи, а также настроить координацию действий.

Для постановки шипящих звуков язык должен загибаться в форме чашки, так и называется подходящее для этого упражнение. Проблемы с воспроизведением фонем возникают, если он круглый и распластанный. Вследствие этой ошибки воздух выходит из ротовой полости через щеки, а не через щель между зубами. Упражнение простое в выполнении, но требует гибкости мышц и соблюдения направления выхода воздушной струи из ротовой полости.

Техника выполнения

Упражнение «чашечка» основано на расслаблении определенных участков языка. Для повышения его эффективности параллельно делают логопедический массаж. Сначала перед ребенком ставится задача выполнить его технически правильно, загибая вверх язык. Затем подключают счет до 3, 5 и 10. Не должно быть дрожания, хаотичных движений. Упражнение «чашечка» предназначено для укрепления мускулатуры языка и постановки шипящих звуков.

Описание действий:

  1. Усадить ребенка на стул в удобную позу.
  2. Дать ему зеркало, при этом специалист находится напротив.
  3. Попросить малыша широко открыть рот и растянуть губы.
  4. После их расслабления положить на нижнюю губу язык (он должен быть максимально мягким).
  5. Попытаться сформировать из него чашечку с приподнятыми боковыми стенками. Для лучшего понимания необходимо наглядно продемонстрировать на себе.

Обратите внимание, передний край языка должен быть ровным.

Часто возникающие сложности

Распространенная ошибка – и губа, и челюсть тянутся за язычком. Если ребенок слишком мал и не понимает, как это сделать, в языке делают ямку посередине, надавливая пальцем руки. Это вызовет рефлекторное его сгибание. Если затруднения не купированы таким образом, значит нужно тренировать мышцы с помощью массажа.

При самостоятельном выполнении старайтесь разрабатывать язык бережно, не повреждая слизистую оболочку. Перед началом самомассажа нужно продезинфицировать поверхность рук, за слизистую браться только через носовой платок или сухую салфетку.

К приемам самостоятельного массажа относятся шлепанье по губам, причесывание языка, покусывание слева и справа. Для лучшего запоминания нужно чередовать положения органа, делая его попеременно узким и широким. Необходимо, чтобы малыш запомнил свои ощущения, когда язык расслабленный и широкий.

Еще можно выполнять занятие «обнимашки»: широким языком обхватывать мягко верхнюю губу, таким же образом обнимать зубы. Следите, чтобы упражнение делалось не кончиком, а всем основанием органа. После получения положительного результата возвращаются к «чашке».

В логопедии роль артикуляционной гимнастики достаточно велика, однако, при недобросовестном выполнении рекомендаций специалиста невозможно добиться положительных результатов. Этот метод коррекции нарушений речи не является основным, необходим комплексный подход к решению проблемы.

Методический материал
«Артикуляционные упражнения»

Составитель: Кухмистрова Галина Михайловна
учитель – логопед
КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
E-mail для связи с автором: [email protected]

Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у учащихся воображения, внимания, произвольности, усидчивости.

С целью информирования родителей о формах и методах подготовки органов артикуляции детей к правильному произношению, организую мастер-класс на тему: «Трудности трудных звуков», заседание семейного клуба «Уроки Звукознайкина», а также ежемесячную «Игротеку для заботливых родителей», открытые занятия с учащимися, оформляю папки-передвижки, фото-презентации.

Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики на индивидуально-подгрупповых занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми, на логопедических разминках помогает:
формировать кинетико - кинестетическую основу движений,
развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков,
воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность
поддерживать интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в логопедических занятиях.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводи¬мость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоёмкая для ребёнка работа.
Многолетний опыт показывает, что чем раньше родители обращают внимание на пра¬вильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, от¬рицательно влияют на формирование эмоциональной сферы.

Упражнение «Лошадка»

Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздаётся щелчок.

Цель:
Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растяги¬вать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копы¬тами»).
Обратите внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).
2. Нижняя челюсть не двигается, рабо¬тает только язык.

Упражнение «Грибок»

Широко открою рот,
Будто щёлкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз - и вся учёба.

Цель:
Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом
для звука [р]. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание:
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Обратите внимание!
1. Если имеются затруднения выполнить это упражнение, то необ¬ходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Щёлкать языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывать язык к нёбу.

Упражнение «Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края -
Вот и «чашечка» моя.

Цель:
Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Обратите внимание!
1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку», распластать язык на нижней губе и слег¬ка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принима¬ет нужную форму.
2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, за¬вернуть его
на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.
3. При выполнении упражне¬ния края языка находятся у верхних зубов.

Упражнение «Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе -
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель:
Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
Обратите внимание!
1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх - она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем).
2. Язык широкий, в форме чашечки.
3. Если упражнение не получается, то нужно вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку». Распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами (с бинтом).

Упражнение «Часики»

Влево - вправо кончик ходит,
Будто места не находит.

Цель:
Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
Обратите внимание!
1. Двигается только язык - нижняя челюсть неподвижна.
2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.

«Покусываем кончик языка»

Выдвигаю свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю всё проворней.

Цель:
Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улуч¬шения иннервации (нервной проводимости).
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
Варианты:
1. Покрывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка.
3. Покусывать язык, продвигая его посте¬пенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произ¬ношение слогов («та-та-та») помогает
в выполнении упражнения.
Обратите внимание!
1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы.
2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляци¬онной гимнастике. Выполняя это упражнение, осуществляется самомассаж языка.



Артикуляционная гимнастика

«ЧАШЕЧКА»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

«ФУТБОЛ»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

«ЧАСИКИ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


«ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.



«БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.


«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«ЧИСТИМ ЗУБКИ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

«ИНДЮК»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

«КИСКА СЕРДИТСЯ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

«РАСЧЕСКА»

Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. Выполнять 3-4 раза.

.

«СЛОНИК»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

«МЕСИМ ТЕСТО»

Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«ЁЖИК»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека- под верхней губой, левая щека- под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так "нарисовать" по 5- 6 кругов в одну и другую стороны.

«КАЧЕЛИ»

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«МАЛЯР»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

«ПАРУС»

Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

«ДЯТЕЛ»

Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках».