Ретивые скопцы. Секта скопцов: как кастраты стали одной из наиболее влиятельных религиозных общин России

120 лет назад, в 1887 году, в Москве состоялся Всероссийский миссионерский съезд, который впервые открыто заявил о том, что российскому православию угрожает нашествие сект. С тех пор об опасности тоталитарных и не очень тоталитарных сект в России говорили много и часто. Между тем популярность сектантства часто объяснялась довольно просто: люди надеялись, вступив в секту, улучшить свое материальное положение.


"Сокрушить душепагубного змия"


Обычно люди уходят в секту для того, чтобы начать новую жизнь — более правильную, более осмысленную, более спокойную или, наоборот, более яркую. Однако далеко не всеми сектантами движет религиозное чувство. Довольно часто люди выбирают для себя новую религию только для того, чтобы улучшить свое материальное положение. В России секты появились еще в Средние века, причем уже первые течения такого рода обещали своим последователям материальную выгоду от нового учения. Начало русскому сектантству положили новгородские диаконы Никита и Карп, которые в XIV веке стали обвинять русское духовенство в стяжательстве и прочих грехах. Также диаконы отвергали церковные таинства, сомневались в истинности святого предания и выдвигали прочие еретические идеи. Поскольку за крещение, отпевание, венчание и прочие обряды, совершаемые от случая к случаю, православные пастыри взимали с прихожан плату, секта, отрицавшая таинства, сулила своим последователям некоторую экономию. Секта стригольников, как стали называть группу Никиты и Карпа, была разгромлена в 1375 году, а ее основатели были утоплены в Волхове, но идея дешевой церкви — без платных треб, без драгоценной утвари и даже без священников — с тех пор владела многими умами. В XVII веке появились хлысты, которые обожествляли своих вождей, а потому могли себе позволить жизнь без церкви. А в XVIII веке возникли общины духоборов и молокан, которые отвергали церковную иерархию и государственную власть. Все эти секты позволяли своим членам сэкономить на требах, но лишь одна из российских сект давала шанс стать миллионером. Это была секта скопцов.

Движение скопцов зародилось в середине XVIII века в Орловской губернии, где в ту пору существовал хлыстовский "корабль" (община), во главе которого стояла самозваная "Богородица" Акулина Ивановна. К "кораблю" прибился крестьянин Кондратий Селиванов, который поначалу разыгрывал из себя немого, а после неожиданно заговорил. Акулина Ивановна поспешила провозгласить Селиванова "богом над богами, царем над царями" и сделала его вторым человеком в общине. Нравы в хлыстовских "кораблях" были довольно свободными, о чем, в частности, писал лютеранский епископ Сигнеус, наблюдавший хлыстовские радения в начале XIX века: "Собрание продолжалось с 8 часов вечера до полуночи; тогда присутствовавшие ложились спать попарно, каждый со своею избранною... по формальному дознанию, плотское сближение не подлежало никакому сомнению". Против подобного свального греха и выступил Селиванов. "Бог над богами" предложил радикальное средство избавиться от греховных влечений раз и навсегда — "раскаленным железом отжечь детородные своя уды". Селиванов провел самокастрацию, но понимания среди хлыстов не встретил и был вынужден уйти из общины.

Вскоре Селиванов основал собственную общину в Тамбовской губернии и нашел немало последователей, возжелавших по его примеру "сокрушить душепагубного змия" путем оскопления. Богословских аргументов в пользу кастрации у Селиванова было более чем достаточно, поскольку в Евангелии было ясно сказано, что глаз, который тебя соблазняет, надлежит вырвать, а руку или ногу отсечь и "бросить от себя". Но секрет успеха нового учения заключался не только в этом. Селиванову удалось привлечь на свою сторону нескольких богатых крестьян, возжелавших праведной жизни и царствия небесного. А поскольку у кастрата прямых наследников быть не может, в общине утвердился порядок, согласно которому одному скопцу наследует другой скопец. Таким образом, ценой утраты мужского достоинства сектант вступал в клуб богатых наследников и мог по прошествии лет разбогатеть. К тому же скопцу не надо было тратиться на семью, что также вело к немалой экономии. Поэтому, когда власть наконец-то обратила внимание на новую секту, среди ее членов было немало обеспеченных людей.

Первый "скопческий процесс" имел место в 1772 году, когда перед судом предстали 246 человек. В списке обвиненных в ереси были в основном крестьяне, но крестьяне отнюдь не бедные. Например, скопец Яковлев имел две избы, 10 лошадей, семь коров, 15 овец и пять свиней; его единоверец Запольский имел три избы, девять лошадей, пять коров, 10 овец, пять свиней. И таких богатеев среди подсудимых были десятки. Сам Селиванов тогда бежал, но попался в 1774 году, был высечен и выслан в Нерчинск. До Нерчинска он не дошел и последующие 20 лет жил Иркутске, но дело его не было забыто. Хотя скопчество было поставлено вне закона, число его последователей продолжало расти. Более того, учение проникло в городскую среду и нашло новых приверженцев среди купцов и приказчиков. Те, в свою очередь, привлекали в секту своих работников, бедных родственников, должников и прочих зависимых людей, мечтавших о повышении зарплаты или богатом наследстве.

Постепенно скопчество обрастало собственной мифологией, в которой перемешались суеверия, вера в доброго царя и надежда занять однажды высокое положение возле трона. Сектанты уверовали, что томящийся в Сибири Селиванов есть не кто иной, как чудом спасшийся государь Петр III, воцарение которого якобы было ознаменовано кометой "с птичьими ногами, с крестами на голове, знаменами по бокам и палящей со спины пушкой". Рассказывались бредовые истории о том, что Петр III оскопился еще в родной Голштинии, а его жена Екатерина его за это невзлюбила и свергла. По другой же версии, Екатерина тоже уверовала в скопческое дело и ушла странствовать, оставив вместо себя фрейлину, которая и свергла кастрированного царя. За всеми этими россказнями стояла вера в скорое возвращение Селиванова и золотой дождь, который затем прольется на его последователей.

Какой бы абсурдной ни была вера скопцов, их деловая хватка оставалась крепкой. На рубеже XVIII-XIX веков лучшими российскими менялами были именно они. Главным занятием скопцов-менял стала скупка мелкой разменной монеты. Закупленная за год мелочь отправлялась на Нижегородскую ярмарку, где всегда ощущался дефицит мелкой наличности. Там копейки сбывались выше номинала. Были у скопцов и иные методы приумножить свое богатство. Скопчество распространилось по многим городам России, а значит, скопцы-торговцы имели своих агентов всюду, где проживали борцы с "душепагубным змием". Агенты эти сообщали братьям по вере все последние новости, так что скопцы узнавали о колебании цен раньше своих некастрированных конкурентов.

В 1796 году у скопцов появилась надежда на исполнение всех их заветных мечтаний. С воцарением Павла I отношение к тем, кто был сослан при Екатерине II, резко изменилось, и Кондратий Селиванов сумел покинуть Сибирь. Верховный скопец объявился в Москве, а вскоре, по легенде, был вызван к самому императору. "Ты мой отец?" — якобы спросил Павел у новоявленного Петра III. "Греху я не отец,— ответил Селиванов.— Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном". "Принять дело" и оскопиться император не пожелал и отправил нахала в сумасшедший дом.

Оскопиться, чтобы скопить


И все-таки скопцы дождались своего часа. Александр I, который относился к деяниям отца так же плохо, как Павел I относился к деяниям своей матери, выпустил Селиванова из лечебницы и, подержав в богадельне, отдал на поруки бывшему камергеру польского короля Алексею Елянскому, который сам принял скопчество. С этих пор и начался золотой век кастрированных сектантов. Селиванов установил контакты с представителями высшей петербургской аристократии, которая в то время увлекалась всевозможными мистическими учениями, и даже благословил Александра I на войну с Наполеоном. За это благословение император пожаловал главному скопцу три богатых кафтана. Петербургский "корабль" Селиванова обрел небывалые привилегии. Достаточно сказать, что ни один полицейский не имел права переступать порог его дома, где совершались сектантские радения и оскопления. Безнаказанность была полная. Около 1818 года капитан Борис Созонович, уверовав в проповедь "белых голубей", как называли себя скопцы, кастрировал 30 солдат своей роты. Сам капитан был сослан в монастырскую тюрьму, но секте эта история никак не повредила. С Селивановым общались представители кружка генеральши Татариновой, в котором состояли придворные аристократы и в который был вхож сам князь Голицын, тогдашний министр просвещения. Кончилось дело тем, что скопцы слишком зарвались. Алексей Елянский подал государю проект государственного переустройства России, по которому Селиванов должен был стать духовным учителем самого царя. При губернаторах, министрах, генералах и капитанах кораблей тоже должны были состоять комиссары из скопцов. На себя Елянский был готов взять руководство вооруженными силами.

Более того, в 1819 году генерал-губернатор Петербурга Милорадович узнал, что два его племянника обратились в скопчество. Это была последняя капля, и в 1820 году Селиванов был арестован и отправлен в монастырь, где и оставался до своей смерти в 1832 году.

Однако секта продолжила свое существование, а ее члены по-прежнему накапливали огромные богатства. В Москве в 1843 году было раскрыто убийство сестер Ивановых, которые содержали скопческий молельный дом, причем одна из них считалась "пророчицей". Убивший их извозчик после ареста рассказал, что скопчихи склоняли его "перейти в их секту, обещая денежную помощь на покупку хороших лошадей и сбруи". Убив сестер, он забрал из их дома более 15 тыс. рублей — настоящее богатство по тем временам.

О богатстве скопцов было хорошо известно, и желающие купить благосостояние ценой утраты "детородных уд" по-прежнему находились. Вот что рассказывал молодой скопец, оскопленный в 14 лет собственным дядей, у которого он состоял в работниках: "Сначала он (дядя.— "Деньги" ) очень хорошо со мной обращался, кормил хорошо и жалел меня, работать тяжело не заставлял. Потом стал говорить: "Тебе тоже надо сделать как я. Так будет лучше. Хорошо жить будешь. Будешь святой, и душа будет как у ангелочка. Ходить никуда не надо будет. Будешь богатый один жить". Все не хотел. А он говорит, что четыре шубы енотовых мне отдаст и дом подпишет мне, все будет мое. Потом показывает коробку: в ней золото и серебро. "Это тоже,— говорит,— тебе отдам". "Ну,— я говорю,— что же, давай сделаем и мне". Потом сходили в баню, попили чаю. Дядя сходил и принес нож. Острый-острый".

Если бедные стремились в общину скопцов, чтобы стать богатыми, то богатые оставались в ней, чтобы стать еще богаче, ведь если богачи отписывали свое имущество беднякам, то бедняки завещали свое достояние богатым лидерам общины. Таким лидером был, в частности, купец первой гильдии Максим Плотицын, который верховодил скопческим "кораблем" города Моршанска в Тамбовской губернии. Сам Плотицын не был оскоплен, но в его доме было нечто вроде монастыря, в котором проживали шесть женщин с удаленной грудью. Поскольку Тамбовщина, где Селиванов создал свою первую общину, была священным для скопцов местом, многие сектанты завещали свои богатства Плотицыну. Он же был хранителем скопческого "общака". По некоторым сведениям, у купца находилось около 30 млн рублей золотом. Всего этого богатства Плотицын лишился в 1869 году, попавшись на даче взятки должностному лицу. Плотицына посадили в тюрьму, многих скопцов сослали в Сибирь, а деньги в ходе следствия были кем-то разворованы.

Но, даже оказавшись на поселении под Иркутском, скопцы с успехом применяли свои предпринимательские навыки. Те, кто был сослан раньше, сумели захватить земли на реке Мархе, а те, кто прибывал позже, становились их батраками. При этом скопцы использовали возможности своей земли по максимуму. Выгоднее всего было выращивать пшеницу, которая в Сибири шла по самым высоким ценам, и "белые голуби" специализировались именно на ней.

Своего богатства скопцы лишились только после 1917 года. Известно, что у сестер Смирновых, менял, было экспроприировано 500 тыс. рублей, у купца Павла Бурцева — 4 млн, у братьев Никифоровых — 1 млн. Но с началом НЭПа многие из разоренных вернулись в бизнес. Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса над сектантами, состоявшегося в Ленинграде. Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, влачили довольно жалкое существование.

Святая вода на киселе


Скопцы были не единственными сектантами, умевшими извлекать выгоду из своей религии. Самой успешной сектой пореформенной России была так называемая штунда — протестантское движение, близкое баптизму, зародившееся на юге страны в середине XIX века. Название секты происходило от немецкого слова stunde, то есть "час", как называли немецкие колонисты, проживавшие на юге России, время, отведенное на изучение Библии. Главными проповедниками нового учения стали как раз немецкие колонисты, которые начали устраивать "штунды" для своих православных соседей и батраков. Духовный авторитет немцев среди местного населения поддерживался главным образом их экономическим влиянием. Вот как описывал обращение в штунду епископ Алексий: "Несколько лет тому назад в хуторе Старо-Донской Балке, Новопокровской волости, второго стана Одесского уезда находится один немец-штундист, посессор (владелец.— "Деньги" ) одного хутора, который живет на всех помещичьих правах до обнародования Высочайшего Манифеста от 19 февраля 1861 года. Он собрал в арендуемый им хутор, состоящий из 25 дворов, все свое поколение, а также дает приют всем бродягам без всяких видов, обращает их в штунды и дает им полное право на проживательство в арендуемом им хуторе, чем прославил себя между народом, так что каждый не имеющий никакого вида дезертир, преступник или беспаспортный бродяга стремится на жительство к посессору Б-ру, где свободно проживает без всякой опасности. Сельское правление в экономии посессора показываться не осмеливается, чтобы проверить проживающих там лиц, потому что Б-р не раз выталкивал из хутора сотских". О том же говорили и участники Всероссийского миссионерского съезда, состоявшегося в Москве в 1887 году: "Одною из главных причин перехода православных крестьян в рационалистические секты, особенно на юге России, служит их материальная зависимость и крайнее стеснение от крупных землевладельцев, молокан и немцев, особенно баптистского и менонитского исповедания, которые, захватив в свои руки почти все крупные земельные участки и отличаясь страшным стремлением к наживе, перестали отдавать свою землю в аренду... делая уступки православным крестьянам только под условием перехода их в молоканство или штунду". Такое экономическое давление оказалось весьма эффективным — в штундисты уходили целыми деревнями. Экономически от этого выигрывали обе стороны: немцы-колонисты получали лояльных работников, а новообращенные получали покровительство своих господ.

Первое время местные власти не обращали на штундизм особого внимания, поскольку не видели в действиях сектантов ничего опасного. Однако вскоре их мнение изменилось, поскольку штундисты, не умея создать стройной религиозной концепции, обеспечивали единство рядов регулярными нападками на православие. Церковь, стремительно терявшая прихожан, стала просить заступничества у власти и вскоре его получила. В 1894 году правительство объявило штунду "сектою особенно вредною в церковном и общественно-государственном отношениях", и штундистам запретили собираться на их молитвенные собрания. И все же, несмотря на запрет, в начале ХХ века в России насчитывалось 89 штундистских общин, в которых состояло несколько десятков тысяч человек. Когда же в 1905 году под давлением революционных событий был издан императорский указ об укреплении начал веротерпимости, в котором утверждалось, что "отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию", штундистские общины вновь начали быстро расти. В 1906 году в штунду ушли 1427 человек, в 1909 году — 2323, а в 1911-м — 7615 человек.

Не меньшего успеха на рубеже веков добились так называемые иоанниты, которые умело использовали популярность в народе Иоанна Кронштадтского. Если официальная церковь считала отца Иоанна чудотворцем, то сектанты называли его воплощенным Богом и наживались, продавая простодушным свою якобы православную, а на деле сектантскую литературу. О предприимчивости иоаннитов говорит такой случай. В 1915 году крупный российский сектовед Терлецкий писал: "Из Кронштадта учение иоаннитов было занесено в Костромскую губернию. Проповедником этого учения здесь явился крестьянин д. Хорошева Солигаличского уезда Иван Артамонович Пономарев... По ходатайству местного преосвященного еп. Виссариона Св. Синод в 1902 г. командировал о. Иоанна в Костромскую губернию с миссионерскою целью для вразумления сектантов на месте. Получив указ, о. Иоанн немедленно отправился в путь в захолустную весь... Помолившись, о. Иоанн обратился с речью к сектантам об их заблуждении, разъясняя, какой великий грех принимают они на душу, считая его святым. "Я такой же грешный человек, как и все другие,— говорил он.— Чем замолите вы перед Богом этот великий грех?" Долго продолжалась речь пастыря, то гневная по отношению к сектантам, то приглашавшая их к покаянию. Глубокое впечатление оставила она в слушателях. По окончании ее из среды сектантов раздались голоса: "Прости нас, батюшка, прости нас окаянных". На глазах у них были слезы... После литургии о. Иоанн снова обратился к сектантам: "Искренно ли вы раскаялись?" "Каемся, батюшка, каемся; помолись за нас". Подозвав к себе руководителя секты Пономарева, о. Иоанн неоднократно предлагал и ему тот же вопрос. Пономарев приносил полное раскаяние, прося о. Иоанна простить ему его грех. Выйдя из церкви, о. Иоанн по просьбе Пономарева посетил его дом, где совершил водосвятие... Исполнив свою миссию, о. Иоанн направился в обратный путь. Однако же оказалось, что раскаяние Пономарева было неискренним, и он продолжал действовать по-прежнему в духе сектантского заблуждения. Мало того, он воспользовался посещением его дома о. Иоанном в корыстных целях, и вода, которая была освящена здесь о. Иоанном, сделалась источником дохода Пономарева. Она вся почти была распродана почитателям о. Иоанна, а остатки ее Пономарев вылил в свой колодец, который и запер на замок, чтобы другие без его ведома не могли брать "святую воду". Затем на пожертвования, поступавшие к нему от многочисленных последователей, Пономарев соорудил особое помещение, где нарисовал на полотне (он маляр-живописец) громадную картину, изображающую, по его словам, "небесное служение" о. Иоанна в Хорошеве 2 октября 1902". Хуже всего было то, что, по словам Терлецкого, "из Костромской губернии учение Пономарева об о. Иоанне Кронштадтском стало распространяться в Донской области".

"Молиться везде, где что-нибудь дают "даром""


Некоторые секты давали возможность не только заработать деньги, но и красиво их потратить, что было весьма актуально для скучающей и пресыщенной аристократии. В 1874 году в Петербург прибыл англичанин лорд Рэдсток, проповедовавший характерную для протестантизма идею спасения через веру в Иисуса вне зависимости от того, совершает ли человек добрые дела. Один из современников так объяснял популярность его проповеди среди многих российских богачей: "Рэдсток же уверял, что довольно лорду сказать: "Я верю" — и он спасен, т. е., не расставаясь с своими сокровищами, хладнокровно отказывая умирающему от голода в куске хлеба, он не расстанется с "сокровищами" и на том свете! Чего же лучше?" Вместе с тем именно проповедь Рэдстока побудила русских аристократов раздавать сотни тысяч рублей на благотворительность. Причина этому была проста: последователи лорда убедили себя и окружающих в том, что благотворительность — это шик, доступный лишь сливкам общества. Кроме того, добрые дела считались не условием спасения души, а следствием веры.

Первым шиковать по-сектантски принялся отставной гвардии полковник Василий Пашков. Это был настоящий светский лев, которого знакомые описывали так: "В. А. (Василий Александрович.— "Деньги" ) — красивый брюнет, роста выше среднего, с манерами и обращением чистого аристократа". К тому же он был по-настоящему богатым помещиком, так что деньги для него никогда не были проблемой. Скучающий богач увлекся идеями лорда и вскоре уже активно тратил деньги на пропаганду нового учения в Петербурге. Принцип вербовки в новую секту, в сущности, мало отличался от скопческого: людям давали понять, что где секта, там и деньги. "Пашков открыл свои собеседования в собственном доме на Гагаринской улице,— вспоминал писатель Николай Животов, лично знавший Пашкова.— Большой с колоннами белый зал, украшенный золотыми орнаментами и уставленный рядами легких золоченых стульев. Хотя все собиравшиеся у Пашкова считались "братьями" по вере, однако для простых посетителей отводились места сзади и с довольно резкой границей, так что попадать из одного конца зала в другой представлялось весьма трудным, почти невозможным (из стульев была сделана загородка)... Народу собиралось на пашковские проповеди масса. Причин популярности было много: Пашков производил в широких размерах пожертвования, а желающих сорвать без труда и заботы несколько рублей (иногда и более крупные суммы), конечно, всегда много; на чтениях раздавались даром брошюрки и духовные книги, а публика наша будет молиться везде, где что-нибудь дают "даром", хотя бы это был прейскурант торгового дома купца Обиралова; и затем на беседах лакеи во фраках и белых галстуках разносили подносы с чаем и печеньем, причем на подносе всегда стоял графин с ромом и коньяком (высшей марки)".

Угощением дело не ограничивалось. Пашков и его последователи, в основном из числа богатых петербургских дам, организовали канцелярию по выдаче пособий. Деньги давали практически всем желающим, причем порой выплачивали даже суммы, позволявшие просителям открыть собственное дело. Условие было только одно: прослушать душеспасительную лекцию и взять литературу, отпечатанную, кстати, на деньги того же Пашкова. Но если человек приходил за деньгами второй раз, его экзаменовали на знание пашковского учения, а также осматривали его жилище. Если оказывалось, что проситель избавился от православных икон и перестал ходить в церковь, ему давали деньги. В первый же год своей деятельности Пашков растратил порядка 100 тыс. рублей и был при этом совершенно счастлив. В дальнейшем его траты были немногим меньше, но его богатство было столь велико, что такая расточительность не могла разорить его.

За свой прозелитизм Пашков был выслан из страны и поселился в Лондоне, а его последователи подверглись преследованиям в России. И все же его деньги продолжали работать на дело "евангелизации". Достаточно сказать, что благодаря его стараниям среди российских простолюдинов появились люди, способные вести грамотную богословскую дискуссию. Тот же Животов сокрушался в 1891 году: "В прошлом году на собеседованиях иеромонаха Арсения в Галерной гавани выходили десятки пашковцев, очень бойко и начитанно возражавшие о. миссионеру. Простой слесарь Ефим П-в цитировал на память целые главы из Священного Писания и, как оказалось, был основательно знаком с историею церкви. В Александровском рынке есть торговка Маланья С-ва, которая осмысленно ведет целый богословский диспут и знает прекрасно на память все "любимые стихи" пашковцев". Таким образом, деньги Пашкова были потрачены не зря.

После революции всех российских сектантов ждала схожая судьба. Вначале сектанты воспрянули духом, поскольку православие перестало быть государственной религией, но вскоре выяснилось, что пролетарскому государству чужда любая идеология, кроме большевистской. Секты, конечно, не перестали существовать, но возможности зарабатывать с их помощью стало гораздо меньше, поскольку богатых спонсоров вроде Пашкова или скопческой верхушки больше не было. Теперь быть сектантом было не столько выгодно, сколько опасно, и число сектантов стало быстро сокращаться.

КИРИЛЛ НОВИКОВ


"Страды" - священная книга участников общины. В ней описывались все мучения, страдания и переживания Кондратия Селиванова. Без этой священной книги не обходился ни один скопец и ритуал. Вторым источником учения для таких людей были молитвенные собрания. Скопцы занимались купечеством, ростовщичеством, крупным оптом.

Ссыльные скопцы.

Чтобы стать скопцами, людям приходилось подвергать себя чудовищным мучениям - кастрации. Мужчины, желающие стать частью общины, избавлялись от детородных органов. Женщинам, в свою очередь, отрезали соски, малые и большие половые губы. Данные обряды проводились с применением двух раскаленных мечей, которые напоминали форму креста. Спустя некоторое время скопцы начали использовать другое режущее орудие. Это могли быть нож, коса, бритва и т.д. Все эти инструменты скопцы нагревали по предельно высокой температуры для того, чтобы в рану не попала инфекция и кровотечение быстро остановилось.


Оскопление. Литография из «Исследования о скопческой ереси Даля» от 1844 года.

Интересным является тот факт, что оскоплению подвергались не только взрослые, но и их дети, поскольку в секту принимались целые семьи. После проведения обряда они не распадались, а создавали хозяйственные ячейки, которые назывались "гнездами". Главой всех участников секты был "кормчий". Этот человек властвовал над другими общинниками. В этом ему помогала женщина, которую скопцы именовали "богородицей". Людей, оскопленных в детстве, можно было без проблем отличить от других ячеек общества. Они, как правило, были высокими и непропорциональными. Борода у мужчин из-за серьезных гормональных сбоев, росла плохо.


Секта скопцов. Радение «корабликом».

Основной целью людей, принявших оскопление, было вовлечение новичков. Чтобы увеличить количество участников секты, скопцы применяли множество способов. Они даже выкупали крепостных крестьян с целью их дальнейшего оскопления. Кроме того, участники секты заманивали людей деньгами и пропагандировали "чистоту", которая была особенно важной для молодежи. Вовлекали в секту скопцы и своих малолетних родственников. Они верили, что когда число участников движения достигнет 144 000, будет страшный суд, после которого наступит торжество последователей общины.

Движение скопцов имело свою идеологию. Участники секты именовали себя "белыми голубями". Они считали, что "обелиться" человек может только путем оскопления. "Белые голуби" также имели особенное отношение к образу жизни. Они не употребляли алкогольных напитков и мясных блюд. Для скопцов под запретом также были игры, танцы, свадьбы, крещения, половые связи.


Скопцы
Скопец

Они уверяли, что рождение ребенка приводит к разорению, поэтому отдавали предпочтение жизни без детей. "Белые голуби" посещали православные церкви, но некоторые их обряды жестко высмеивали. Храм они именовали "конюшней", брак - "случкой", женатых - "кобылами" и "жеребцами", а их детей - "щенками". Участники общины священников называли "жеребцами", а богослужение - "ржанием жеребцов".

Священные атрибуты "белых голубей"


Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале, куда был создан Кондратий Селиванов.

От Кондратия Селиванова каждый скопец получал пищу, которую тот не доедал. Употребляли ее участники общины на голодный желудок. Относились они к такой еде как к драгоценной святыне. Все скопцы мечтали иметь что-либо от тела своего "искупителя". Это могли быть ногти, волосы или сосуд с водой, которой Селиванов умывался. Данные атрибуты "белые голуби" носили с собой постоянно в ладанках на груди.


Молитвенные собрания у участников общины начинались с чаепития.

Молитвенные собрания у участников общины начинались с чаепития. После этого они приступали к хоровому пению. Сначала один из представителей секты читал молитвы, после чего начиналось исполнение духовных песен. Во время пения "белые голуби" ударяли в ладоши. Затем они приступали к танцам. Двигались участники общины до полной потери сил. Именно таким образом они достигали состояния экстаза. На молитвенные собрания скопцы приходили в белом одеянии.


Скопцы во время одного из ритуалов.

Религиозная активность участников общины пошла на спад в 1881 году, когда умер тогдашний их лидер Козьма Лысин. Последние скопцы скончались в 30-х годах прошлого столетия. Именно тогда рассказ о том, что люди должны быть похожими на ангелов, закончился.

Скопцы Олекминского уезда (Якутия)

Даже сама мысль о кастрации, вероятнее всего, пугает любого нормального здорового мужчину. С древности это считалось болезненной унизительной процедурой, которой подвергали в основном рабов или преступников (даже евнухами в восточных гаремах редко становились добровольно).

Чтобы тысячи мужчин (а затем и женщин!) по собственному желанию соглашались на удаление половых органов — разве такое возможно? Вполне! Если это связано как с религиозными мотивами, так и с возможностью выбиться из бедности, стать преуспевающим и уважаемым человеком. А требуется для этого всего ничего.

Секта скопцов активно действовала в России более полутора веков и только при советской власти была разгромлена.

Одной из самых мощных религиозных сект на Руси считались хлысты. К середине XVIII века, когда и произошли описываемые нами события, секта существовала уже около 100 лет и была чрезвычайно популярна. К хлыстам уходили целыми монастырями.

Это была довольно закрытая секта. Ее адепты проповедовали крайний аскетизм, отказ от земных благ и вегетарианство. Устраивали радения — ночные богослужения с самобичеванием. Однако, по слухам, сектанты практиковали на этих радениях и свальный грех.

Один из самых влиятельных и многочисленных «кораблей» (так называлась община хлыстов) находился в Орловской губернии. Управляла им некая Акулина Ивановна. С молодости она именовалась «богородицей» (ближайшей помощницей) пророка Филимона, который пользовался у сектантов особенным уважением, и после его смерти возглавила общину.

Как-то к Акулине Ивановне заявился крепостной крестьянин Кондратий Селиванов. Бедолага был немым. Кое-как он объяснил «богородице» на пальцах, что бежал от рекрутства. Он был принят в «корабль». А после одного из ночных радений внезапно заговорил. Акулина Ивановна, узрев сие чудо, тут же сделала его вторым человеком в общине.

И вот тут мы возвращаемся к вопросу о свальном грехе. Согласно официальной версии, именно против него выступил Кондратий, шокированный вольными нравами единоверцев.

Селиванов предложил хлыстам радикальным способом избавиться от греховных влечений. И послужил живым примером, проведя самокастрацию раскаленным железом.

Большинство хлыстов, включая Акулину Ивановну, были потрясены таким поступком, и Селиванову пришлось уйти из общины.

Однако некоторые хлысты, на которых «подвиг самоотречения» Кондратия произвел огромное впечатление, последовали за ним. День, когда Селиванов «сжег греховного змия», можно считать датой рождения новой секты.

Сила золота

Селиванов со товарищи обосновались в Тамбовской губернии и активно стали привлекать на свою сторону крестьян, в первую очередь богатых. Им это удалось довольно легко. Ведь именно крестьяне были наиболее религиозной частью населения и охотно верили в то, что им удастся войти в Царствие Небесное, если «изничтожить само семя греха».

Вслед за ними со временем потянулись и те, кто путем оскопления надеялся разбогатеть. Ведь у скопцов не было наследников (они разрывали семейные узы, а новых детей иметь не могли). Имущество же, согласно уставу секты, после смерти одного скопца переходило другому.

Стоит сказать, что секта отличалась сильнейшим прозелитизмом — стремлением завербовать в свои ряды как можно больше сторонников. Нередко те из сектантов, у кого уже были дети, кастрировали их. Часто они выкупали крепостных крестьян у жестоких помещиков. Что требовалось от спасенных, вы уже, конечно, поняли.

Подготовка к оскоплению

Порой богатые сектанты буквально загоняли в кабалу односельчан. А когда те уже света белого не видели из-за нищеты, предлагали простить им все долги. Взамен — кастрация и вступление в секту.

Иногда скопцы просто предлагали деньги крестьянам за «избавление от греховного змия». Суммы сулили крупные — порой до 100 рублей, что в те времена было совсем немало.

Наконец, сектанты умело давили на религиозные убеждения дремучих крестьян, цитируя отдельные куски из Библии. Они уверяли, к примеру, что все апостолы были оскоплены. В результате ряды сектантов очень быстро ширились, и вскоре уже счет их шел на сотни.

И женщины, и мужчины

Процесс оскопления имел несколько стадий, каждая из которых была чрезвычайно болезненной. «Первая печать» — это удаление яичек. Поначалу перед ампутацией яички… дробили молотком, а лишь затем отрезали. В дальнейшем от этой практики отошли, используя только режущие инструменты и раскаленное железо для прижигания раны.

Надо сказать, что некоторые мужчины после «операции» сохраняли возможность к совокуплению. Потому они считались не полностью очищенными от греха.

Тому, кто хотел занять более высокое положение в иерархии секты, необходимо было наложить «вторую», или «царскую печать». То есть полностью удалить половой орган.

Оскопленные мужчина и женщина

После этого скопцы использовали специальные приспособления, которыми затыкали мочеиспускательный канал, дабы избежать конфуза на людях. В некоторых общинах существовала и «третья печать», а именно — удаление сосков.

Женщины, которые по каким-либо причинам (например, вслед за мужем) вступали в секту, в большинстве своем также подвергались болезненным операциям. Им отрезали груди, а порой выжигали и наружные половые органы. Что, кстати, не препятствовало деторождению. Известны случаи, когда покинувшие секту женщины выходили замуж и рожали детей.

Общение с царями

Движение скопцов становилось столь популярным, что правительство забеспокоилось. Первый суд над сектантами состоялся в 1772 году. Около 300 скопцов были сосланы в Сибирь. Селиванов бежал, но через два года был пойман и бит кнутом. Следующие 20 лет своей жизни он провел в Иркутске.

Скопцы были поставлены вне закона, но число сектантов увеличивалось в геометрической прогрессии. Среди них прошел слух, что Кондратий Селиванов — не кто иной как Петр III, которого развратная императрица загнала в Сибирь именно за то, что он оскопил себя.

Особенно сектанты укрепились в этом мнении, когда после смерти Екатерины Великой Павел I личным указом вернул Кондратия из ссылки. Правда это или нет, но многие источники утверждают, что император удостоил скопца аудиенции.

— Ты мой отец? — якобы спросил Павел Селиванова.

— Греху я не отец. Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном, — заявил лукавый Кондратий. Разумеется, Павел отказался от операции и отправил Селиванова в сумасшедший дом.

Золотые времена наступили для скопцов, когда к власти пришел Александр I. Селиванова выпустили из сумасшедшего дома, а приютил его камергер бывшего польского короля Алексей Елянский. Вскоре он сам принял скопчество. На пару с Кондратием Елянский составил и отправил на высочайшее имя проект переустройства государства.

Согласно ему, вся Россия должна была превратиться в «корабль» скопцов. То есть кастрации должны были подвергнуться все — от государя императора до последнего крепостного. После этого в России наступит рай.

При этом духовным наставником Александра I назначался Селиванов. Себе же Елянский скромно отвел место главнокомандующего. После прочтения проекта император отправил зарвавшегося вельможу в ссылку. Селиванова же почему-то не тронул.

Как бы то ни было, в дом Селиванова запретили доступ полиции. На еженедельных радениях Кондратий собственноручно оскоплял мальчиков и мужчин. В ряды скопцов теперь вступали не только крестьяне и купцы, но и представители высшего света!

Одно из радений в 1805 году посетил даже сам Александр. Правда, «выжечь греховного змия» он не пожелал. Но такой визит, конечно, еще больше подогрел интерес к секте среди дворян Петербурга.

Как все закончилось

Лишь в 1820 году все изменилось. Фаворит Александра I — генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф Милорадович -узнал, что скопческие радения посещают двое его племянников. Началось следствие. Выяснилось, что Селиванов оскоплял не только гражданских, но и солдат и матросов.

На расправу Милорадович был крут: вскоре, заручившись высочайшим позволением, он довел дело до суда, и Кондратий был сослан в один из монастырей Суздаля, где и умер в 1832 году.

Дело его, однако, жило. Счет скопцам в России шел на десятки тысяч. Одним из лидеров сектантов после смерти Селиванова стал купец первой гильдии Максим Плотицын, который жил в Моршанске. Многие сектанты завещали ему свои богатства. Он был, выражаясь современным языком, хранителем «общака».

В 1869 году, уже при Александре II, Плотицын попался на взятке должностному лицу. При обыске у него было изъято порядка 30 миллионов рублей! Осознав, с сектой какого размаха они имеют дело, власти взялись за скопцов всерьез. Плотицын отправился на каторгу, за ним — тысячи единоверцев.

Разговор со скопцами отныне был короток. Признаешься, что ты сектант, — отправляйся в Сибирь без лишних разговоров. Скопцы ушли в подполье, хотя по-прежнему обладали влиянием.

Окончательно добила сектантов советская власть. Так, в 1917 году у лидеров скопцов были проведены экспроприации. Согласно документам, у купца Бурцева конфисковали четыре миллиона рублей золотом, у братьев Никифоровых — миллион, у сестер Смирновых — 500 тысяч.

Последний громкий процесс над скопцами прошел в 1929 году. Сельских скопцов, признав врагами советской власти, отправили в Сибирь, городских — посадили. От этого удара секта уже оправиться не смогла и, по сути, прекратила свое существование.

Движение скопчества появилось в России в середине XVIII века. Основателем ее считается беглый крепостной Кондратий Селиванов, покинувший секту хлыстов "богородицы" Акулины Ивановны.

Кондратий Селиванов

Основой учения скопцов явилась строка из евангелия от Матфея 19 глава, стих 12: Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Столица: Тамбов.

Общество скопцов

В общине скопцов считали, что единственный путь спасения души - борьба с плотью путём оскопления. За это в царской России её членов преследовали и ссылали в Сибирь. Но даже это не останавливало желающих вступить в общину: во второй половине XIX века скопцов насчитывалось около 6 тысяч, главным образом в Тамбовской, Курской,Орловской губерниях и... в Сибири, где богатые скопческие общины покупали земли у местного населения.
Род деятельности: купечество, ростовщичество и вообще крупный опт.
Особенности

Общество скопцов

1. Себя они именовали "белыми голубями". Этимология самоназвания проста: "убелиться" на жаргоне скопцов означает оскопиться. Свои общины скопцы, как и хлысты, называли "кораблями". Несмотря на декларируемое скопцами равенство "кормчий", стоящий во главе "корабля", обладал властью над прочими общинниками. Помогающая "кормщику" женщина, аналогично хлыстовской практике, именуется "богородицей".
2. Существовало несколько основных способов вовлечения в секту новичков:
- Оскопление малолетних родственников
- Экономическое закабаление
- Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления
- Соблазнение деньгами
- Пропаганда "чистоты", особенно эффективная среди юношества
3. Скопцы не ели мясной пищи, не употребляли алкоголь, не курили, избегали, крестин и свадеб, не пели светских песен и старались вовсе не ругаться.
4. Cкопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли "конюшней", священников - "жеребцами", богослужения - "ржанием жеребцов", брак - "случкой", женатых людей - "жеребцами" и "кобылами", детей - "щенятами".
5. Деторождение cкопцы считали причиной обнищания и разорения. "Вот мы не женимся и замуж не выходим, от того и богаты. Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы".
6. Скопцы веруют, что когда их число достигнет 144 тысячи, наступит страшный суд, за которым будет торжество последователей скопчества.
7. В книге "Русские скопцы" Александр Эткинд писал: "Последствия оскопления мужчин зависели от возраста, в котором была произведена операция. Скопцы, кастрированные в зрелом возрасте, теряли лишь способность к оплодотворению. Оскоплённые в детстве подвергались большим физиологическим изменениям. У них сохранялся высокий голос, не росли волосы на лице, и тело приобретало характерную тучность".
Молва
Молва приписывала богатой общине скопцов финансирование различных неправительственных организаций, например, народовольцев.
Существует теория, согласно которой Александр Пушкин в сказке "Золотом петушке" завуалированно описывал скопцов: Шамаханская царица - это деревня скопцов Шамохань, которую возглавляла женщина. Действие сказки можно рассматривать как поочередное оскопление сыновей царя, влюбившихся в эту женщину.

Иллюстрация к сказке "Золотой петушок"

Скопцы часто упоминаются в произведениях Федора Достоевского, а сама тема скопчества занимает большое место в творчестве новокрестьянского поэта Николая Клюева, по всей вероятности он сам был в своё время связан с данной сектой.

Скопческая песня Селиванова своим «детушкам»

О возлюбленные детушки! Теперь вам всю правду открою, что я искупитель, родимый батюшка, впредь устрою, кого за какую жизнь и службу удостою. Кому царство растворю, а кого раем подарю, а кого за веру поблагодарю!

Кризис средневекового мировоззрения наступил в России в XVII веке и вылился в раскол, породивший феномен старообрядчества. Важным катализатором этих изменений стали петровские реформы, усугубившие кризис традиционной ре-лигиозности. Петр I вдохновлялся опытом протестантских стран: целью было не только создание института церкви, но и религиозное просвещение.

«Я давно побуждал… сделать книгу, где бы изъяснить, что непременный Закон Божий, и что советы, и что предания отеческие, и что вещи средние, что толь-ко для чину и обряду сделано и что непременное… <…> понеже Понеже — потому что. всю надежду кладут на пение церковное, пост и поклоны и прочее тому подобное…» — писал в 1724 году император в созданный им высший орган церковного управления Святейший синод. Так впервые за долгое время был объявлен приоритет Писа-ния над церковной традицией, а догматов — над обрядом.

Разрешив самостоятельное чтение Библии, что в православной традиции не поощрялось, Петр I и его единомышленники не подозревали о последствиях. Как остроумно заметил английский историк Кристофер Хилл: «Библия могла иметь различный смысл для разных людей в разные времена и при разных обстоятельствах. Она была огромным сундуком, из которого можно было вынуть все что угодно».

Читая или слушая Библию, простые люди увидели массу несоответствий меж-ду библейскими заповедями и церковной реальностью. Так возникли новые религиозные группы, чьи принципы явно напоминают основные идеи европей-ской Реформации: отказ от института священства, поклонения иконам, почи-тания святых и совершения таинств. Впрочем, появление новых сект связано не только (и не столько) с чтением Библии, но и с разочарованием в традици-онных религиозных институтах.

Правительство опасалось миссионерской активности сектантов и стремилось изолировать их от православных, ссылая в Сибирь, на Северный Кавказ и в Закавказье. Возможность открыто исповедовать свою веру религиозные меньшинства получили лишь после царского манифеста от 17 октября 1905 года, провозгласившего свободу совести. Однако после установления советской власти религиозная свобода стала фикцией. Борьба государства с любыми формами религии привела к тому, что число русских сектантов сильно сократилось, а некоторые группы и вовсе ушли в небытие.

Хлысты

Семья хлыстов в деревне Селиванихе. Начало XX века University of Alberta Libraries

Первые упоминания о хлыстах относятся к концу XVII — началу XVIII века. Существуют разные версии о происхождении названия секты: оно либо связано с практикой самобичевания, либо произошло в результате искажения слова «христы» — так называли хлыстовских наставников. До сих пор идут споры о том, как возникло это движение, зато известно точно, что основал его ко-стромской крестьянин Даниил Филиппович. В отличие от других сек-тантов, хлысты формально не порывали с православием: они продолжали посещать церковь, но одновременно участвовали в особых собраниях — радениях. По-следние представляли собой особую экстатическую практику: члены общины, имевшие статус пророков и пророчиц, до изнеможения кружились, выкри-кивая свои пророчества. Остальные внимали им, кланяясь в ноги и рыдая. Хлыстовские радения проходили тайно, и посторонние на них не допуска-лись: так возникло множество безосновательных слухов о происходившем там свальном грехе и кровавых жертвоприношениях.

Страшилки о хлыстовских практиках приводятся в книге русского писателя XIX века Мельникова-Печерского, который служил чиновником осо-бых пору-чений Министерства внутренних дел и по долгу службы изучал и преследовал раскольников: «Мне самому приходилось слышать от лиц, хорошо знавших хлыстовские корабли Кораблями назывались хлыстовские общины. , рассказ о гнусном людоедстве, равно как и о заклании младенцев мужского пола». Вопреки этим расхожим стерео-типам Подобные обвинения довольно распростра-нены: в первые века нашей эры им подверга-лись христиане, а сегодня — представители современных новых религиозных движений. , хлысты проповедовали аскетизм и безбрачие. «Хмельного не пейте, плот-ского греха не творите, не женитесь, а кто женат, живите с женой как с се-строй; нежени-мые не женитесь, женимые разженитесь», — эти заповеди хлы-сты приписы-вали Даниилу Филипповичу.

Свое «экстравагантное» богослужение хлысты оправдывали, апеллируя к Биб-лии: «Надобно молиться по старине, как молился царь Давид для спасения душ», а Давид, как известно, молясь, «скакал из всей силы перед Господом» (2 Цар. 6:14).


Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопче-ской ереси». 1844 год Wikimedia Commons

Хлыстовские общины назывались кораблями, а их лидеры — кормщиками и христами. В некоторых случаях лидерами были женщины — кормщицы и богородицы. В христианской традиции корабль — по аналогии с Ноевым ковчегом — символ спасения. Лидеры общин были окружены особым почита-нием: перед ними ставили свечи, на них крестились, а те, в свою очередь, ода-ривали всех водой или квасом, хлебом и изюмом.

В XIX веке на волне увлечения мистицизмом интерес к хлыстовству проявляли представители высших слоев общества; по некоторым свидетельствам, с хлы-стами был связан Григорий Распутин. В конце XIX — начале ХХ века хлысты и хлыстовские практики описывались в ряде художественных произведений, например в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького, «Серебряном го-лубе» Андрея Белого, в поэзии Николая Клюева.

В советский период, несмотря на преследования властей, хлыстовские общины некоторое время продолжали существовать и прекратили свое существование в 50-60-х годах ХХ века.

Скопцы


Община скопцов в Якутии. Начало XX века yakutskhistory.net

Скопчество, возникшее во второй половине XVIII века, подходило к борьбе с человеческими грехами еще радикальнее, чем хлыстовство. Скопцы практи-ковали «огненное крещение» — оскопление — и ставили таким образом неру-шимую преграду между человеком и грехом. Среди скопцов была распро-странена легенда о том, что Иисус Христос, будучи евреем, был не просто обрезан, а оскоплен. Таким образом, кастрируя, или, как говорили сектанты, «убеляя» себя, они подражали Спасителю. Кроме того, оправдание своей практики эти радикальные аскеты находили в Библии: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Основным ритуалом скопцов, как и хлыстов, были радения.

Основателем скопчества был крестьянин Кондратий Селиванов, выходец из хлыстовских кругов. Впоследствии он объявил себя спасшимся императором Петром III и, по легенде, даже встречался с Павлом I, призвав и его к «огнен-но-му крещению». В результате своей активной деятельности, приведшей к оско-плению нескольких нижних гвардейских чинов, а также вовлечению в скоп-ческий корабль родственников высокопоставленных чиновников, Кондратий Селиванов был арестован в 1820 году и сослан в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где жил до смерти в 1832 году. Его могила стала объектом палом-ничества — в ней проделывали ямки, куда опускали сухари, чтобы тем самым их освятить.

Кондратий Селиванов.

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год «Дом антикварной книги в Никитском»

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год «Дом антикварной книги в Никитском»

К концу XIX века количество скопцов составляло десятки тысяч человек. Пра-вительство активно боролось с сектантами, отдавая их в солдаты, ссылая в За-кавказье и Восточную Сибирь, где они создавали свои поселения и успешно хо-зяйствовали, всячески процветая.

Скопцы, как и другие сектанты, с энтузиазмом отнеслись к революции, ожидая для себя перемен к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: советская власть довольно быстро начала преследовать скопцов. По-видимому, скопческое движение окончательно сошло на нет в 1940-50-х годах — хотя время от времени появляются сообщения о современных скопческих общинах, их трудно счесть достоверными.

Молокане

Происхождение молоканства обычно связывают с деятельностью крестьянина Семена Уклеина, жившего во второй половине XVIII века в Тамбовской губер-нии. В почитаемой у молокан книге «Дух и жизнь» он воспевается как герои-ческий воин, единственным оружием которого была Библия: «Неустра-шимо всякого дьявольского за ним преследования, ревностно вышел со святою Биб-лией прямо на ратное поле и открыл войну против всей духовной демон-ской власти».

Название «молокане», вероятно, связано с употреблением последователями этого движения молока во время православных постов. Правда, сами молокане возводят его к одному из новозаветных текстов — Первому посланию апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2).

Молокане на Кавказе. 1870-е годы New York Public Library

Молоканская деревня. 1870-е годы New York Public Library

Молокане, приехавшие в Лос-Анджелес с Кавказа. 1905 год New York Public Library

Молокане в Лос-Анджелесе. Начало XX века Library of Congress

Молокане отвергли водное крещение и причастие, а также, следуя ветхоза-ветным запретам, отказались от почитания икон и употребления в пищу сви-нины: «Икона — не Бог, свинина — не мясо; поклоняться изображению не по-добает, а есть свинину нелепо и нечисто» «Дух и жизнь», 1975 год. .

Молоканское богослужение, совершаемое под руководством пресвитера, вклю-чает чтение и толкование Библии, пение псалмов и духовных пе-сен. Молокан-ство делится на два основных направления: это постоянные молокане и духов-ные (или прыгуны). Последние практикуют экстатические формы богослуже-ния (пророчество, глоссолалия Глоссолалия (с греч. «говорение на язы-ках») — практика говорения на несуществую-щем ангельском языке в ходе богослужения. Восходит к раннехристианским временам, неоднократно упоминается в Новом Завете. Сегодня встречается в ряде христианских конфессий. , прыжки и т. п.) и почитают сочинения одно-го из своих лидеров — Максима Рудомёткина, в середине XIX века объявившего себя воплощением Святого Духа.

К концу XVIII века движение насчитывало уже несколько тысяч человек. В 1805 году Александр I издал указ, согласно которому молоканам было разрешено открыто исповедовать свою веру. Однако при его младшем брате, императоре Николае I, молокан начали преследовать и ссылать в Закавказье, которое стало главным местом их расселения. В XIX — начале ХХ века эми-гри-ровавшие из России общины молокан появились в Турции, США (штаты Кали-форния и Аризона) и в других странах. В начале 1920‑х в СССР был создан Союз духовных христиан-молокан, просуществовавший до 1930‑х и возобнови-вший свою деятельность в 1991 году. В начале XXI века общая численность молокан, живших в России, США, Австралии, Мексике, Армении, Азер-байджане и Тур-ции, по некоторым данным, составляла около 300 тысяч человек.

Духоборы

Духоборы на крыльце дома. Начало XX века

Три девушки-духоборки. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Духоборы. Начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Собрание духоборов. Канада, Йорктон, 1915 год British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Мужчина и мальчик - духоборы. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Муж и жена - духоборы. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Духоборы из Йорктона отправляются в паломничество. Канада, 1902 год British Library / Picturing Canada / Wikimedia Commons

Духоборы получили свое имя благодаря оппонентам: в конце XVIII века те пы-тались представить новое движение борцами против Святого Духа, однако са-ми сектанты поняли это название иначе (духоборы — «поборники Духа») и ста-ли охотно употреблять.

Как и другие сектанты, духоборы отвергали православную обрядность, но, в от-личие от молокан, не считали Библию непререкаемым авторитетом. Ее место в традиции занимает так называемая «Животная книга» — в основе лежат тексты, созданные духовными лидерами общины, главным образом псалмы.

Духоборы — принципиальные пацифисты. В конце XIX века в духоборских по-селениях в Грузии (духоборов, как и других сектантов, при Николае I сослали в Закавказье) собрали и сожгли оружие, а ранее служившие в армии сдали при-бывшей полиции военные билеты. После обрушившихся на духоборов прави-тельственных репрессий за них вступился Лев Толстой. Он призвал Нобелев-ский комитет вручить духоборам премию мира и пожертвовал им часть гоно-рара за роман «Воскресение». Благодаря этой помощи более семи тысяч духо-боров в самом начале ХХ века перебрались в Канаду, где их потомки живут до сих пор.

Часть духоборов осталась в Грузии, однако после распада Советского Союза многие предпочли переехать в Россию. Таким образом в 90-х годах ХХ века в Тульской, Брянской и других областях появились духоборческие поселения.

Субботники

Субботник. Начало XX века Альманах «Еврейская старина», 1913 год

Члены еще одного религиозного дви-жения, возникшего в XVIII веке, так называемые русские иудействующие, настолько радикально прочитали Биб-лию, что отвергли не только православ-ную церковь, но и само христианство, предпочтя Ветхий Завет и иудаизм.

Сами русские иудействующие назы-вают себя «субботники», «геры», очень редко — «евреи»: «Мы сами не знаем, кто мы… Евреи бывшие?» Правитель-ство Российской империи наклеило на них ярлык «жидовствующие» в указе 1825 года «О мерах к отвращению рас-пространения жидовской секты под названием субботников». Там же пред-писывалось высылать из регионов рас-пространения секты всех евреев без ис-ключения, возлагая на последних от-ветственность за «совращение» православных в иудаизм Однако иудаизм не миссионерская религия, и обратившиеся в иудаизм русские крестьяне сами инициировали контакты с новыми еди-новерцами. Бывали и случаи, когда столкно-вение с живым, а не книжным иудаизмом разочаровывало неофита и приводило к его возвращению в православие. .

Субботники, как следует из названия, еженедельным праздничным днем счи-тают субботу, а не воскресенье, а также соблюдают некоторые другие — пищевые ограничения, обрезание и другие обряды жизненного цикла, а также иудейские праздники. Субботники давали детям еврейские име-на, а в советское время иногда считались евреями и по паспорту Так, субботники — жители села Ильинка в Воронежской области благодаря этому обстоятельству в 70-х годах ХХ века эмигри-ровали в Израиль. .

В постсоветское время судьбы субботников складывались по разному: часть эмигрировала в Израиль, часть переехала из традиционных мест проживания в Закавказье и в Россию. Их отношения с еврейскими религиозными органи-зациями в России порой складываются непросто: в некоторых городах суббот-ники активно участвуют в возрождении еврейских религиозных общин, в дру-гих — местные раввины ограничивают их участие в общинной жизни.

  • Энгельштейн Л. Скопцы и Царство Небесное: Скопческий путь к искуплению.